Сегодня всевозможная
нечисть не сходит с экранов телевизоров, страниц книг… И вместе с тем, в этом
потоке уже практически стёрлись классические черты нашей, славянской нечисти.
Итак, какие же они – старославянские черти?
Согласно славянским
верованиям, чёрт существовал задолго до человека, ещё перед сотворением мира.
Легенда, известная на Волыни, повествует о чёрте, который был в своих злых
делах один-одинешенек на весь свет. Это одиночество ему надоело, поэтому он
попросил у Белобога сотворить ему побратима. Белобог позволил бесу макнуть
палец в живую воду и стряхнуть за спину. Из капли должен был появиться верный
товарищ. Жадный чёрт макнул руку по локоть. А когда стряхнул капли, появилось
видимо-невидимо демонов, которых вместе с их творцом сбросили с неба.
Нечисть летела 40 суток, а
как только Белобог проговорил «Аминь!», демоны навсегда остались там, куда
спрятались в то мгновение: кто – в воде, кто – в лесу, кто – в горах, а кто – в
человеческих жилищах. Соответственно, украинский пантеон демонов четко
разделился на виды: демоны природы (водяные, лесовики, русалки), демоны
семейного очага (домовые), человеческие химеры (упыри, песиголовцы, ведьмы,
черти), призраки (нищие, привидения, трясучие и другие).
Насколько этому можно
верить – каждый должен решить для себя сам, но необходимо помнить, что черти
появлялись и после. Каким образом? Тут вариантов уйма. Черти могут происходить
друг от друга – они рождаются, как люди, женятся, живут, но не умирают. Кроме
того, славяне полагали что черти нередко вступают в брак с ведьмами. Увидев
пыльный вихрь посреди дороги, наши предки были уверены, что повстречали
бесовскую свадьбу. Считалось, что если в такой вихрь бросить нож – смерч
исчезнет, а на лезвии ножа останется кровь. Кроме того, в чертей, по народным
верованиям, превращаются дети, умершие некрещеными, и люди, которых прокляли.
Ну и, наконец, если закопать в муравейник живую летучую мышь, то через девять
дней она превратится в чёрта.
А вот называли чертей везде
по-разному, при этом остерегаясь упоминать его настоящее имя – дабы не
накликать. Вместо этого употреблялись разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы:
нежить, враг, немытик, игрец, окаянный, скаменюшник, осинавец, щезба, щезник и
прочие. Существуют соответствующие названия, характеризующие основные черты
беса в конкретных ситуациях. Скажем, чёрт – адское отродье, поскольку
властитель ада, куцый, так как у него куцый хвост, а еще – перелесник, лукавый,
нечистый, бес.
Внешний вид чёрта так же
разнообразен, как и прозвища – в народном воображении эта одиозная фигура
нечистого мира чаще всего появляется в виде обросшего шерстью существа с
хвостом и рожками. Иногда чёрт может превращаться в животного, по большей части
в барана, иногда он приобретает формы какого-то вычурного существа, которое
больше напоминает обезьянку. Хотя можно найти и описания чертей как мужчины с
крыльями летучей мыши, либо же как мужчины невысокого роста, с собачьими или
куриными ногами, длинноносого и красноглазого.
Довольно часто в описании
чёрта фигурирует хромота, так как черти переломали себе ноги еще до сотворения
человека, когда сонм бесов был сброшен с неба. Вместе с тем, чёрт – существо
полиморфное и выглядеть может практически как угодно. Так, особо часто черти
принимали облик чёрной кошки (отсюда выражение, что при ссоре пробегает между
людьми чёрная кошка, да и вообще ничего хорошего сие животное, перебежавшее
дорогу, не предвещает), реже – чёрной собаки, змеи, свиньи, волка и прочих
чёрных животных.
Могут черти превращаться и
в неодушевлённые предметы – в клубки ниток, в вороха сена, в камни и т.д. Хотя
есть у них и некоторые ограничения: чёрт не может превратиться в корову, ибо в
этом обличье его узнает любая баба. Не дерзают злые духи прикидываться петухом
– солярной птицей, чей крик возвещает пробуждение солнца и начало нового дня, а
также голубями. Точно так же никто не видал злой нежити в ослиной шкуре.
Живут черти практически
везде – в старых полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в
зарослях бузины, в дуплах деревьев (особенно любят вербу и грушу)… Гнездом
чёрта иногда считают омелу. Кроме того, может находиться и в человеке.
Чертей можно условно
разделить на три категории. Первая – старейшие, мудрые черти. Эти не только
особо не вредят, а и могут помочь – они учат людей кузнечному ремеслу,
разжигают первый огонь, изобретают водку (хотя, конечно, польза весьма
сомнительная), колесо… Именно эти черти создают волков, сорок, зайцев... Вторая
категория – это черти-вредители, основная задача которых всячески портить жизнь
людям – при этом фантазия у них весьма разнообразная: от мелких пакостей до
высушивания человека до смерти. И, наконец, черти, восстанавливающие
справедливость: так, например, существует легенда, по которой чёрт заставляет
своего младшего соплеменника отслужить три года у бедняка за украденный кусок
хлеба.
Вот такие вот они –
славянские черти. Герои старых сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили
наши предки.