Главная » 2010»Октябрь»30 » Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность. Часть 2
21:28
Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность. Часть 2
Воюя за власть и земли,
Рёрик приобрел опыт полководца, дипломата, искателя приключений. Никогда не
считал себя побежденным, вновь и вновь выступал против неприятелей. Возможно,
что именно этот датский по происхождению викинг оказался на востоке Европы и
там преуспел более, чем на западе. При этом, правда, даты пребывания Рёрика на
Руси и в Западной Европе трудно уверенно сопоставить в силу их условности в
русских источниках. Лакуны о деятельности Рёрика во франкских хрониках в
отдельные годы, например в 864- 866 гг., позволяют предположить, что он мог в
это время находиться на Руси. Одним словом, по историческим свидетельствам
выявляется непротиворечивая совместимость Рёрика - датчанина и Рюрика
ладожского.
К моменту приглашения на
Русь за Рёриком закрепилась слава опытного воителя, умевшего оборонять свою
землю, нападать на чужую и выполнять поручения верховной власти - франкского
императора. О нем могли узнать северные восточноевропейцы, а их приглашение Рёрик
- вечный воин и странствующий рыцарь, хорошо знавший военное и корабельное дело
не только скандинавов, но и франков и фризов, принял как бывалый наемник на
определенных договорных условиях.
Он, очевидно, должен был за
определенное вознаграждение себе и дружине защищать новых хозяев и освободить
их от скандинавской дани. Если такие поборы исходили от шведов, обращение к
датчанину было вполне оправданно, если же этим занимались датчане, то Рёрик,
нередко враждовавший с соотечественниками, и в этом случае был подходящим
кандидатом. Возможно, что в пределы Руси Рёрик отплыл из средней или южной
Швеции, где встретился с ладожским посольством. Для славян адрес "за
морем" чаще всего означал именно Швецию.
Обстановка на востоке
Европы отличалась от того, с чем приходилось сталкиваться Рёрику на западе.
Основной удар викингов в 840-850 гг. пришелся на германо-французские и
британские города. На востоке также устраивались грабительские походы, но
предпочтительнее там была необычайно выгодная торговля по великим водным путям
Балто-Каспийскому и Балто-Черноморскому. К тому же в этой части Европы
дравшиеся за власть феодальные владетели в тот период были или редки, или
уживались друг с другом.
Столицей
новоорганизованного княжения стала, как упоминалось, Ладога, занимавшая
ключевое место на магистральных евразийских торговых путях. С приходом
Рёрика-Рюрика здесь произошли заметные перемены. Археология здесь дополняет
летопись. Были отстроены сначала деревянные, а затем, ближе к концу IX
столетия, каменные укрепления. На почетном месте, напротив крепости на другом
берегу реки Волхов в урочище "Плакун", возник особый норманнский
могильник. Возможно, что пришельцы не только хоронили своих особо, но и жили
отдельно.
Не к этому ли периоду
восходит упомянутая в источниках XV в. Варяжская улица? Территория города
расширилась, что, несомненно, было стимулировано развитием евразийской торговли
и международного рынка. Судя по раскопкам, городская земля была разделена на
равные по площади парцеллы. Их заселили торговцы-ремесленники, которые не
только умели изготовлять вещи, но и транспортировать их, преимущественно по
воде, и продавать. Такой универсальный по занятиям класс свободных горожан,
получивший во Фрисландии наименование штединги (нем. Stedinger -
"береговой житель") обеспечил быстрый экономический подъем Ладоги как
производственного и купеческого центра евробалтийского значения.
Аналогичные парцеллы
рыночно-сезонного характера были археологически открыты в датском городе Рибе.
В отличие от Рибе в Ладоге парцеллы использовались не временно, а для
постоянного заселения. Не заимствовали ли ладожане планировку своего города в
Дании? Невероятного в этом предположении нет. Подчеркнем, что определенный
порядок городского землепользования и распределение стандартных участков среди
новопоселенцев по времени примерно совпадают с периодом появления в Ладоге
скандинавского, а точнее датского, пришельца и его дружины.
Укрепившись в Ладоге, Рюрик
(теперь будем называть его по русской огласовке) вскоре продвинулся в глубь
страны к Ильменскому озеру, где, по словам "Сказания", "срубил
город над Волховом и прозвали его Новгородом". Таким образом, Новгород
стал после Ладоги следующей столицей державы Рюрика. Здесь необходимо
уточнение. Во времена Рюрика город с таким именем еще не существовал. Как
показали археологические раскопки, он возник на своем нынешнем месте едва ли
раньше третьей четверти Х в., а наименование Новгород было внесено в тексты
"Сказания", скорее всего, под влиянием новгородского приоритета и
амбиций местного боярства.
Один из
летописцев"сводчиков сведений о варяжской легенде не мог пропустить такого
материала, который бы отдавал старейшинство в династических и политических
делах "пригороду" Ладоге, и поэтому вместо этого центра вписал
Новгород. К тому же в XI - начале XII в. наименование того города, который
срубил Рюрик "над Волховом", было забыто. Между тем такое поселение -
Рюриково городище существует в 2
км к югу от Новгорода, Оно, как показали исследования Е.
Н. Носова, действительно возникло примерно в середине IX в., т. е. именно
тогда, когда некую крепость в этих местах отстроил Рюрик.
Совпадение исторической и
археологической дат практически почти полное и позволяет убедительно
идентифицировать предшественника Новгорода и выяснить его настоящее имя. Его
сохранили скандинавские саги: это Холмгард- иначе не что иное, как калька
славянского наименования Холмгорода или Холмограда. Именно Холмгород, уже
существовавший до прихода Рюрика и имевший славянское имя, стал его укрепленной
резиденцией.
В период смены столиц, как
передано в "Сказании о призвании варягов", умерли братья Рюрика и он
"принял всю власть один". Ни о каком договоре-"ряде" уже не
упоминалось. По-видимому, использовав личную гвардию, Рюрик совершил переворот.
Племенные старейшины утратили власть. На месте служивого наемника оказался
самовластный вождь.
По сообщению опубликованной
В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи - источника, сохранившего ряд уникальных
и вовсе не фантастических сведений относительно Северной Руси и
русско-скандинавских отношений, Рюрик "прилежа о росправе земли"
"посажа по всем градом князи от варяг и словян, сам же проименовался князь
великий, еже Кречески архикратор или василевс". Здесь важно упоминание о
принятии великокняжеского титула - своеобразной коронации, что совпало с "окняжением"
земли. В состав нового государственного объединения вошли, как уже упоминалось,
города-центры своих областей: Полоцк, Ростов, Муром, Белоозеро (скорее округ,
чем определенный центр) и, конечно, Ладога и Холмоград-Холмгард. Было закреплено
образование многонационального государства. Так на Руси начался, по определению
Б. А. Рыбакова, норманнский период ее истории (отношу его не к 879-911 гг., а
862- 911 гг.).
О русском периоде
деятельности Рюрика-Рёрика сохранились скудные отрывочные сведения. В этом
отношении помимо "Сказания" особый интерес приобретают записи
Никоновской летописи XVI в., попавшие в нее из какого-то несохранившегося более
раннего источника. Из них мы узнаем неизвестные подробности, например, о
собрании словен и других племен, обсуждавших, где искать князя: среди своих,
хазар, полян, дунайцев или варягов. Победило "скандинавское
направление". Вряд ли это было всенародное вече. Практически имели
возможность собраться в своем межплеменном центре Ладоге только старейшины
племен. Ведь до прихода Рюрика Ладога уже существовала сто лет и в то время
была единственным самым значительным поселением на севере страны.
Согласно Никоновской
летописи, Рюрик, будучи в Новгороде (а по нашей мысли - в Холмгороде), подавил
оппозиционное выступление местной знати, казнив их предводителя (?) Вадима
Храброго и его единомышленников. Словенская племенная элита, однако, не
покорилась. В 867 г.
много новгородских мужей, очевидно, опасаясь преследований от Рюрика, сбежали в
Киев (В. Н. Татищев отнес это известие к 869 г.).
Судя по летописным данным,
Рюрик правил с 862 по 879 г.,
т. е. 17 лет. За это время он объединил ряд городов и областей, укрепил свою
власть, подавил оппозицию и, что необычно, не совершал походов. Более того,
посланные им норманны Аскольд и Дир, укрепившись в Киеве, по сообщению
Никоновской летописи, в 865 г.
напали на подвластный Рюрику Полоцк. Был ли им оказан отпор, неизвестно.
Согласно свидетельству Иоакимовской летописи, северный властитель правил,
"не имея ни с кем войны". Утверждение Новгородской четвертой летописи
о том, что он "начаша воевати всюду", если в какой-то мере
достоверно, то относится, по всей видимости, к начальному периоду появления
варяжского конунга на Руси и закрепления за ним и его "мужами" городов
и мест.
Странная для своего времени
военная пассивность Рюрика, ставшего великим князем, объясняется, возможно,
тем, что, находясь в Восточной Европе, он не порывал с родиной. В 870 и 872-
873 гг. он, судя по известиям западных источников, побывал на Западе, очевидно,
с целью удержать свои прежние владения во Фрисландии и Дании. Путь от
Холмогорода до Дорестада на корабле занимал полтора-два месяца и не составлял
непреодолимых препятствий. По мнению историка Н. Т. Беляева - автора одной из
лучших статей о Рёрике-Рюрике, нет противоречия в том, что после 862 г. (или с учетом неточной
летописной хронологии, 856 г.)
Рюрик время от времени появлялся во Фризии.
О дальнейших
обстоятельствах жизни "русского датчанина" узнаем из сообщения
Иоакимовской летописи. В этом источнике отмечено, что женой Рюрика стала
норвежка Ефанда (Сфанда, Алфинд), родившая ему сына Игоря. Сын был малолетним,
когда в 879 г.
умер отец и у власти оказался Олег, названный в русских летописях то воеводой,
то великим князем. Неуверенность летописей относительно статуса Олега
объясняется тем, что он был родственником Рюрика, а не его наследником.
Согласно Иоакимовской летописи, он назван "князем Урманским", т. е.
норвежским, братом Ефанды. Олег, прозванный Вещим, успешно продолжал геополитические
устремления своего предшественника. Главное, ему удалось судьбоносное дело -
объединить север и юг страны. Столицей стал Киев. В Европе довершилось
образование могущественной державы - "империи Рюриковичей".
Первые норманнские династы,
судя по всему, оказались людьми незаурядными. Основатель новой династии и его
продолжатель, придя к правлению в чужой стране, поняли, что следует считаться с
местными интересами и осуществлять внутренние задачи молодого Русского
государства. Следующее археологическое наблюдение дает понятие об их некоторых
масштабных действиях. По находкам восточных серебряных монет
"дирхемов" VIII-Х вв. судят о торговой активности викингов, славян и
других народов. Эти монеты через Русь попадали в страны региона Балтики. До
середины IX в. не устанавливается их сколько-нибудь значительное проникновение
на о. Готланд и в материковую Швецию (больше их обнаруживают в областях
западных славян).
Во второй половине IX в.
складывается иная ситуация. К этому периоду относятся 10261 дирхем,
обнаруженные на о. Готланд ив Швеции. По сравнению с периодом 770-790 гг.,
число находок в упомянутых регионах возросло почти в 8 раз. Из этого можно
заключить, что после 850 г.
на смену даням и спорадическим торговле и поездкам пришла растущая регулярная
прямая и посредническая торговля Руси со Скандинавией, точнее Швецией. Видимо,
новые правители Руси едва ли не впервые создали для нее особо благоприятные
условия. Не только монеты, но и русские и восточные вещи все в большем
количестве стали поступать в земли викингов. В этот период резко расширяются
контакты Восточной и Северной Европы.
Скандинавские пришельцы,
будь то дружинники, придворная элита, купцы, мастера-ремесленники, включились в
местную жизнь, охотно селились в русских городах, строили корабли и ковали
оружие, изготовляли украшения, а в дальнейшем шли в услужение русским князьям.
Где откупаясь от скандинавских соседей, где поощряя их военную, дипломатическую
и купеческую деятельность, норманнские по происхождению руководители Руси
укрепили страну, построили новые крепости, создали многоплеменное войско и
оснастили его тяжелым вооружением, направляли в своих целях военную активность
викингов, оказавшихся на просторах русской равнины. Они использовали их в
качестве иноземной наемной части государственного войска. На месте разрозненных
племенных областей возникло единое экономическое и социальное пространство.
Действия правителей Руси
способствовали безопасности северных земель и расширили международную торговлю.
Выбор Рюрика в военном отношении, похоже, себя оправдал. Вплоть до конца Х в.
скандинавы не нападали на области Ладоги и Новгорода, предпочитая войне
торгово-транспортные и межгосударственные связи. На первый взгляд это выглядит
парадоксально. Норманны-воители, ставшие составной частью древнерусского правящего
класса, принесли не потрясения, а мир нескольким поколениям жителей Северной
Руси. Ускорился ее хозяйственный подъем. Может быть, это стало одной из причин
мощного политического и военного импульса, который шел с севера и способствовал
образованию общерусского государства.
В ознаменование 1000-летия
России в 1861-1862 гг. в Новгороде был воздвигнут многофигурный монумент,
выполненный скульптором М. О. Микешиным и его помощниками. Среди главных
персонажей мы видим Рюрика в образе воина в шлеме, кольчуге, с мечом. На щите
проставлен 862 г.
Россия оказалась едва ли не первой тогда страной Европы, где был сооружен
памятник норманну, в данном случае основателю династии и, как думали,
государства. По-иному отнеслись к образу Рюрика советские пропагандисты (да и
не только они). "Советская историческая наука, - писал один из них в
буклете "Памятник тысячелетию России" (Новгород, 1965 г.), - установила
возникновение государства восточных славян без вмешательства пришельцев из
других стран и отменила норманнскую теорию, созданную в XVIII в. официальной
историографией".
История русского народа,
думаю, не примет этих строк. Россию всегда отличали живительные связи со всем
миром, в том числе и Скандинавией. Русско-норманнские контакты в период
создания государства обогатили технику и культуру обеих стран, ускорили их
развитие. Варяги принесли на Русь лучшее оружие, совершенные корабли, свои
украшения, приемы пешего боя, способствовали организации евразийской торговли.
От славян и других восточноевропейских народов они получили меха, невольников,
мед, воск, зерно, восприняли приемы кавалерийского боя и восточное оружие,
приобщились к строительству городов. Скандинавы, славяне и финны обогатили себя
арабским серебром, хлынувшим на европейские рынки по великим водным путям из
"варяг в греки" и из "варяг в арабы".
Цифры, отлитые на щите
Рюрика - "862 год", при всей их условности, - крупная веха в жизни
Руси и Скандинавии. Тогда народы этих стран вышли вместе на арену европейской
истории. 862 год достойно признать в качестве государственной даты, не стыдясь
того, что она запечатлена на щите норманнского пришельца. Побуждает к этому и
"Сказание о призвании варягов", сохранившее драгоценные моменты
исторической истины.