Главная » 2010»Октябрь»30 » Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность. Часть 1
21:35
Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность. Часть 1
"И вот пришли три
брата
Варяги средних лет,
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет."
А. К. Толстой.
В начальной части
"Повести временных лет" помещено "Сказание о призвании
варягов". Оно лаконично, но по своему историческому значению относится к
документам первостепенной важности. Речь в нем идет о событиях, приведших к
созданию крупнейшей в тогдашней средневековой Европе империи Рюриковичей.
Призвание варягов. Худ.
Васнецов В. М.
"Сказание о призвании
варягов" породило громадную литературу. Уже 250 лет ученые спорят об этом
произведении, насколько оно легендарно и насколько достоверно. Высказываются
самые противоположные точки зрения.
Ряд ученых отрицал или
сомневался в исторической основе "Сказания", ибо оно, по их мнению,
состоит из позднейших домыслов, является тенденциозной искусственной
конструкцией сводчиков рубежа XI и XII вв., и лишь его ничтожная часть
сохранила местные предания.
Дискуссия по поводу
"варяжского вопроса" подчас приобретала обостренно политический
характер. Так называемые норманисты были причислены к буржуазным ученым,
недругам России, унижавшим ее национальное достоинство. Те же, кто сомневался
или отрицал достоверность "Сказания" и писал о приоритете славян в
сравнении с чужестранцами, считались безусловно прогрессивными учеными.
К каким зловещим оценкам
"Сказания о призвании варягов" прибегала официальная наука, можно
судить по словам авторитетного историка Б. Д. Грекова. "Легенда о
"призвании варягов", - писал он, - много веков находилась на
вооружении идеологов феодального государства и была использована русской
буржуазной наукой. Ныне американско-английские фальсификаторы истории и их
белоэмигрантские прислужники - космополиты вновь стремятся использовать эту
легенду в своих гнусных целях, тщетно пытаясь оклеветать славянское прошлое
великого русского народа. Но их попытки обречены на провал".
Время не подтвердило такого
приговора. Варяжское "призвание" отнюдь не принижало прошлого России.
Так называемое иностранное вмешательство в ее судьбу - результат нормальных
общеевропейских контактов и всемирной этнокультурной открытости Руси, с самого
начала включавшей в состав своего населения наряду с русскими более 20 народов,
племен и групп.
Ныне времена политических
обвинений и "поиска врага" на примерах истории, будем надеяться,
остались позади. Наука освобождается от государственного вмешательства и
давления партийной идеологии; мы спокойно можем обсуждать славяно-норманнское
(как, впрочем, и другое) взаимодействие.
Что касается оценки самого
источника, то предприняты попытки объяснить создание "Сказания"
противоборством киевской и новгородской летописных традиций, использованием
северных легенд в идейно-политической борьбе рубежа XI и XII вв. Конечно, обстановка,
сложившаяся на момент окончательной записи "Сказания", не могла не
повлиять на его изложение, но вряд ли этим можно ограничиваться. Нет спора,
источник по времени своей окончательной записи более чем на два века отстоит от
зафиксированных в нем событий. "Сказание", судя по всему,
складывалось постепенно.
Как полагают некоторые
исследователи, оно записано впервые при великом князе Ярославе Мудром для
подтверждения единства и законности княжеского дома и родства со скандинавскими
правителями. Побудило к этому предложение о женитьбе, сделанное Ярославом
Владимировичем шведской принцессе Ингигерд. В дальнейшем появились литературные
версии "Сказания". Около 1113 г. варяжская легенда была использована
Нестором при создании "Повести временных лет". Позднее и этот текст
претерпел изменения. Приведенная версия правдоподобна, но, конечно, допускает и
иные толкования.
Каким бы многосоставным ни
было "Сказание" и в каком бы виде ни заключало в себе те или иные
исторические факты, вслед за большинством ученых полагаю, что оно зафиксировало
реальное событие, связанное с появлением в среде славян и финнов севера
Восточной Европы скандинавских пришельцев. По крайней мере часть
"Сказания" не несет черт устного народного творчества, напоминает
скорее деловое, протокольное описание событий.
Ниже приведем в переложении
на современный язык один из наиболее надежных текстов "Сказания о
призвании варягов", содержащийся в Повести временных лет по Ипатьевскому
списку.
"В лето 859. Имели
дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на
всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им
дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род
на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе
князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за
море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами.
И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении
"дружина"]. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел
старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий
Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял
Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город
над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам
волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, третьему Белоозеро. И
по тем городам суть находники варяги; первые поселенцы в Новгороде Словени, и в
Полотске Кривичи, в Ростове Меряне, в Белоозере Весь, Муроме Мурома. И теми
всеми обладал Рюрик".
Резюмируем приведенное
сообщение. После изгнания варягов северные славянские (словени и кривичи) и
финские (чудь, меря, возможно, весь) племена вступили в междоусобные войны.
Замириться не могли и поэтому добровольно пригласили скандинава Рюрика с
братьями, чтобы они стали управлять славянами и финнами по договору и установили
правопорядок. Центрами новых княжений названа Ладога, Изборск, область Белого
озера. Через два года в 864 г.
Рюрик перебрался в новоукрепленный, а точнее, новооснованный Новгород и роздал
своим мужам кривичский Полоцк, мерянский Ростов, а также Муром и Белоозеро
(здесь в значении не края, а города) в землях муромы и веси. Этим очерчивается
первое на севере Восточной Европы единодержавное государство - "Верхняя
Русь", возникшее на месте конфедерации славянских и финских племен. Было
положено начало династии Рюриковичей, правившей Россией вплоть до конца XVI в.
После знакомства с текстом
источника прежде всего возникает вопрос, можно ли на основании "Сказания о
призвании варягов" судить о происхождении Русского государства. По поводу
появления варягов и организации государства Д. С. Лихачев в статье
"Легенда о призвании варягов и политические тенденции русского летописания
второй половины XI-XII века" писал следующее: "Хотя эти два вопроса и
близки друг другу, но не идентичны. Русское государство могло возникнуть под
влиянием внутренних потребностей в нем, а династия Рюриковичей, тем не менее,
явиться извне. Династии большинства западноевропейских государств имели
иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что
государственные образования Западной Европы имели автохтонное
происхождение".
Действительно, государство
нельзя было учредить в один момент по воле одного или нескольких людей. Для
этого были необходимы определенные предпосылки. К середине IX в. такие
предпосылки вполне сформировались. Восточнославянские и финские племена:
словени, кривичи, чудь, меря и весь имели общие интересы, сообща принимали
ответственные решения, экономически и социально находились в процессе создания
целостного государства. Толчок по воле случая пришел извне. Обращает внимание,
что скандинавским пришельцам без особых трудностей и в короткий срок, иными
словами - на подготовленной почве, удалось организовать новую систему
властвования и наладить механизм ее работы.
"Сказание о призвании
варягов" сложный источник, вновь и вновь требующий источниковедческого
анализа. Начнем с сомнений и разноречий вариантов летописных текстов.
Одно из бросающихся в глаза
расхождений в летописных версиях "Сказания" заключается в том, что
скандинав Рюрик, по одним записям, оказался в Ладоге, а по другим - в
Новгороде. Одно время, вслед за историком летописания А. А. Шахматовым,
считали, что ладожская версия, записанная в 1118 г. безымянным
редактором "Повести временных лет", вторична по отношению к
новгородской. Историку А. Г. Кузьмину удалось, однако, доказать обратное.
Именно свидетельство о Ладоге не только первоначально, но и дошло до нас в
самых исправных летописных списках (Ипатьевском, Радзивиловском, возможно,
Лаврентьевском).
"Сказание"
порождает еще одно недоумение. Если варягов изгнали, то почему именно их
призывают вновь для установления порядка? Разгадка этого противоречия,
думается, не в том, что славяне и финны не способны были сами умиротворить
внутренние распри и пошли "на выдачу" к недавним врагам. Объяснение в
ином. Северные племена, освободившись от обременительных поборов, готовились к
отражению нового натиска скандинавов. Угроза была реальной.
В "Житии святого
Ансгария", составленном Римбертом, описано нападение датчан в 852 г. на некий богатый город
(аd urbem) в "пределах земли славян" (in finibus Slavorum), который
можно сопоставить с Ладогой. Этот поход, вероятно, сопровождавшийся обложением
данью, показал растущую опасность экспансии на восток со стороны викингов. О
дальнейшем развитии событий можно судить по "Сказанию о призвании
варягов". Смысл приглашения чужестранцев, очевидно, заключался в
стремлении привлечь опытного полководца с отрядом воинов, в данном случае
Рюрика, чтобы он смог защитить славянских и финских конфедератов. Пришелец -
скандинав, конечно, знал военные приемы своих соотечественников, в том числе и
тех, которые приходили на Русь с грабительскими, пиратскими целями. Выбор
полководца оказался удачен, до конца Х столетия скандинавы не отваживались
нападать на северные земли Руси.
В "Сказании о
призвании варягов" фигурируют три брата - пришельца. Ученые давно обратили
внимание на странные имена двух из них - Синеуса и Трувора, бездетных и как-то
подозрительно одновременно умерших в 864 г. Поиски их имен в древнескандинавской
ономастике не привели к обнадеживающим результатам. Замечено, что сюжет о трех
братьях-чужестранцах - основателях городов и родоначальников династий - своего
рода фольклорное клише. Подобные предания были распространены в Европе в
средние века. Известны легенды о приглашении норманнов в Англию и Ирландию.
Видукинд Корвейский в "Саксонской хронике" (907 г.) сообщает о посольстве
бриттов к саксам, которые предложили последним "владеть их обширной
великой страной, изобилующей всякими благами". Саксы снарядили корабли с
тремя князьями.
Высказано предположение,
что Синеуса и Трувора не существовало, а летописец буквально передал слова
старошведского языка "sune hus" и "thru varing", означавших
"с родом своим и верной дружиной". Это предполагает существование
документа на старошведском языке, очевидно, того самого "ряда",
который заключил Рюрик со славянскими и финскими старейшинами. Полагают, что
Нестор при написании своего труда располагал текстами договоров 911 и 945 гг.,
заключенных между русскими и греками. Возможно, что в княжеском архиве
находился и упомянутый "ряд", впервые использованный летописцем -
сводчиком, не понявшим его некоторых выражений.
Рюрик летописный, если
считать его тождественным своему датскому тезке (о чем скажем далее),
действительно имел двух братьев Гемминга и Гаральда, но они относительно рано
умерли (в 837 и 841 гг.) и поэтому не могли сопровождать брата на Русь. Как бы
то ни было, эпизод с двумя братьями вызывает сомнение в его достоверности и,
возможно, основан на каком-то языковом недоразумении.
Определенное недоумение
оставляют и города или местности, куда направились Синеус и Трувор, в первом
случае "на Белоозеро", во втором - в Изборск. Белоозеро в
заключительных словах "Сказания" отмечено не как район, а как город.
После археологических исследований Л.А. Голубевой мы знаем, что Белоозеро
датируется Х-XIV вв., следовательно, в IX в. еще не существовало. Отстоящее от
Белоозера на 15 км
поселение IX-Х вв. Крутик является финско-весьским, рассматривать его в
качестве резиденции норманнского владетеля нет оснований. Таким образом,
"город Синеуса" на Белом озере пока неизвестен.
Добавим, что само
присутствие скандинавов в Белозерской округе, судя по археологическим находкам,
не только в IX, но и в Х в. прослеживается слабо. Что касается Изборска, то, по
наблюдениям В. В. Седова, характерный комплекс скандинавских изделий IX-Х вв.
там не обнаружен. Как пишет Седов, "Изборск, по-видимому, не принял
норманнов и развивался на основе племенного центра одной из ветвей
кривичей".
Переходим здесь к
достоверным, с нашей точки зрения, моментам "Сказания", частью
подтвержденным и другими исследователями.
У большинства ученых сам
факт приглашения скандинавов не вызывает сомнений. С оговоркой, что хронология
начальной части "Повести временных лет" условна и может отличаться в
отдельных случаях от истинной на 6-10 лет, признана и дата события - 862 г. Исторична и личность
Рюрика. Некоторые историки отождествляют его с ютландским и фрисландским
викингом Рёриком. Оба жили примерно в одно время, а их биографии схожи. Они
служили своим господам, обязывались защищать их землю, были предводителями
своих дружин, в поисках "славы и добычи" участвовали в походах и
войнах, интригами и мечом добывали свои владения, странствовали из страны в
страну.
Рёрик происходил из знатной
датской семьи Скиольдунгов. По западным источникам известно, что он в 837-840
гг. и после 850 г.
владел Фрисландией с ее главным городом Дорестадом, полученными от франкского
императора. В договоре об условиях владения, заключенном в 850 г., было сказано, что
Рёрик обязан верно служить, платя дань и другие подати, и защищать край от
датских пиратов. Противникам Рёрика удавалось изгонять его из Фрисландии, а ему
отвоевывать свои владения. В 857
г. ему была уступлена в Ютландии южная часть Датского
королевства, но и здесь было неспокойно. Рёрику приходилось оборонять свои
территории и вторгаться в пределы соседей.
Он совершил сухопутные и
морские походы на Гамбург, Северную Францию, Данию, Англию, даже на свои
владения во Фризии, а 852 г.
мог участвовать в походе датского войска на шведскую Бирку (об этом упоминалось
выше) и, что не исключено, с отрядом корабельщиков-датчан напасть на
"город славян", в котором усматривается Ладога. Особенно Рёрика
привлекал главный город Фрисландии Дорестад, где сходились торговые пути из
Майнца, Англии и Скандинавии. За обладание этим городом и его округой он
боролся почти до конца жизни, неоднократно возобновляя свои вассальные
отношения с каролингским императором.