О первых попытках русских
людей подняться в небо засвидетельствовало ещё «Моление Даниила Заточника»
(конец XII- начало XIII века): «...а иный летает с церкви, или с высокие
полаты, паволочиты (шелковые) крилы имея…» Способ понятный: на Руси не было ни
высоких гор, ни глубоких ущелий, а храмы были самыми высокими зданиями.
От эпохи Ивана Грозного
сохранилась легенда, что в 1565 году, во время пребывания царя в
Александровской слободе, боярский холоп Никита Крякутный во всеуслышание
объявил, что полетит в небо, как птица. Он смастерил деревянные крылья из
дерева, к которым при помощи воска прикрепил птичьи перья. В назначенный день
он сиганул вниз с Распятской колокольни и даже будто бы перелетел высокую
стену, приземлившись на берегу реки Серой.

Дейнека. Никита-летун
Народ ликовал, но грозный
царь заподозрил недоброе и распорядился: «Человек – не птица, крыльев не имать.
Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие
содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса
смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии
огнём сжечь». («Золотые ворота». М., 1985). История, по всей видимости, если и
имела место в действительности, то дошла до нас в сильно приукрашенном виде.
Следующего русского
авиатора – безымянного мужика – упоминает в своих «Записках» видный деятель
петровской эпохи Иван Желябужский.
Дело было в апреле 1695
года. 28 числа, в воскресенье, государь Петр Алексеевич с ратными людьми отплыл
на стругах по Москве-реке – воевать у турок Азов. А двумя днями позже некий
мужик закричал караул, и сказал за собою государево слово. По тогдашнему обычаю
это означало, что человек владеет важными государственными сведениями.
Понятно, его сразу отвели,
куда следует – в Стрелецкий приказ. На допросе выяснилось, что мужик – не
простой лапотник. Обещал, что ежели дадут ему нужную сумму денег, то он, сделав
крылья, станет летать, как журавль. Ради такого случая снеслись с Петром
Алексеевичем. Может, какой другой государь денег бы на такую дурь и пожалел. Но
Петр был не из таких. Из государевой казны мужику выдали целых 18 рублей – по
тем временам сумма немалая. На эти деньги он соорудил себе слюдяные крылья. В
назначенный день созвал бояр, перекрестился, стал махать крыльями, да не
поднялся. Выбившись из сил, сказал, что крылья тяжелы, надо делать другие – из
замши. На замшевые крылья дали ему еще 5 рублей – и опять неудача: бегает мужик
по двору, машет крыльями, что есть мочи, а взлететь не может. Тогда велено было
бить дурака батогами и продать его имущество, чтобы хоть отчасти вернуть
государевы деньги*.
* Рукописи из собрания
Сулакадзева сообщают еще о нескольких подобных случаях. В 1729 г. в селе Ключ, что под
Ряжском, один кузнец сделал крылья из проволочного каркаса и птичьих перьев, на
которых якобы летел до тех пор, пока не «спустился на кровлю церкви, но поп
крылья сжег и его едва не проклял»; "1745 года из Москвы шел какой-то
Каричевец и делал змеи бумажные на шестиках и прикрепил к петле. Под нею сделал
седалку и поднялся, но его стало крутить, и он. упал, ушиб ногу и более не
поднимался» и т.д. Однако аутентичность этих сведений находится под большим
сомнением.
Что же манило безвестного
мужика ввысь? Наверное, то же, что и любого из нас – жажда безбрежной свободы,
которую олицетворяет для человека полет.
|