Змей Горыныч – фигурант
многих русских сказок. Представить себе русский фольклор без этого персонажа
просто невозможно. Это – один из главных «плохишей», наравне с
Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным, собирательный образ врага, которого
необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и
счастье. И все же, почему он – Горыныч?
По поводу прозвища Змея
однозначного мнения не существует. Наиболее распространенная версия: Горыныч он
был потому, что жил в подгорных пещерах. Но такой вариант представляется не
совсем верным, во многих сказках Змей Горыныч и близко к пещерам не подходил по
причине отсутствия оных, равно как и гор, в данной местности. Например, в
сказке про Ивана, коровьего сына, Змей благополучно жил в белокаменных палатах.
Множество сказок, где местожительством Змея называется самое глухое место в
лесу. И тем не менее, он оставался Горынычем, вне зависимости от наличия пещеры
под горой.
Еще один вариант – Змей
является выходцем из высшего, «горнего» мира. Потому и Горыныч. Но как-то он
слишком злобен для заоблачных сфер.
Есть и другие мнения,
которые автору статьи представляются более интересными и правдоподобными.
Змея прозвали Горынычем
потому, что во всех сказках он непременно плюется огнем. Вот такой огнедышащий.
Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа
знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь
от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу,
но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука.
Любопытно, что в ископаемых
черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым
жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить,
что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть
огнедышащими.
Теперь добавим к этому
маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы.
Конечно, можно говорить, что для сказок нет границ, и история, рассказанная на
одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Но это
представляется натяжкой.
Гораздо проще поверить в
то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации.
Могли сохраниться и «огнедышащие» разновидности. Или водоплавающие (как
Кецалькоатль или библейский Левиафан, который, кстати, кроме того, что был
водоплавающим, еще и благополучно изрыгал пламя: «…из пасти его выходят
пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из
кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит
пламя» (Иов, 40). Ну а так как Красной Книги в те времена не существовало, а
поголовье динозавров было невелико, их благополучно уничтожили, как уничтожили
многие другие виды животных.
Так что возможно, что Змей
Горыныч – это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным
персонажем, а вполне реальным животным.
Но существуют и другие
версии прозвища трехглавого Змея русских народных сказок. И они не имеют ни
малейшего отношения к вопросу, существовали ли динозавры на Земле одновременно
с человеком или нет. Более того, о настоящих животных и речи нет.
В полесских деревнях до сих
пор рассказывают о том, как в стародавние времена, когда русские города
приглашали варяжских воинов на княжеские столы, один из северных рыцарей явился
в глухую деревушку, что расположилась на маленьком болотном островке между
реками Припять и Горынь. Дружина у него была небольшая, но в поселище народу
было мало, так что захватил рыцарь-разбойник островок без особых проблем.
А дальше случилось
необычное: вместо того, чтобы сесть князем на захваченном островке, как другие
такие же северные воины, рыцарь выбил всех местных жителей поголовно. Поселище
обнесли дубовым частоколом (дубовые бревна, заточенные, как карандаши – комар
не проскочит), и начались разбойничьи набеги.
Место для разбойничьего
лагеря было очень удобное – рыцарь сел как раз на пути «из варяг в греки»: по
Припяти и по Горыни в те времена бегали челны торговых людей, везли диковинные
и дорогие товары. Рыцарь был жаден, подати с купцов за свободный проезд не
собирал, всегда отбирал все. Людей же убивал. За такой характер прозвали его
Змеем, ну а по расположению – Змеем с Горыни, или попросту – Змеем Горынычем.
Кстати, среди болот между
Припятью и Горынью есть маленький островок, который до сих пор называют Змеиным
Поселищем. На том островке давно уже никто не селился, кроме очень злобных
гадюк. Говорят, что именно там и располагался Змей Горыныч со своей дружиной,
пока его хитростью не заманили в ловушку, а поселище не сожгли дотла.
Рассказывают эту историю и
немного иначе. Говорят, что Горынь тогда была безымянной рекой. А вот когда
жгли поселище Змеиное (утверждают, что греческим огнем – монах какой-то помог,
составил смесь для благого дела), и злое пламя взметывалось до самого неба,
получила река имя – Горынь. И рыцарь, который до той поры был просто Змеем,
вошел в предания уже как Змей Горыныч.
Но если с Горынычем более
или менее ясно, можно выбрать любую версию, как биологическую, так и
историческую, то с его многоглавостью сложнее. Тут биология упирается: если
некоторые археологические находки позволяют сделать вывод о существовании в
доисторические времена огнедышащих динозавров, то вот трехглавых, а уж тем
более шести-, девяти- или двенадцатиглавых, не обнаружено. Все динозавры
скромно бегали на четырех лапах (разумеется, сухопутные) и имели по одной
голове на единицу туловища.
На Полесье утверждают, что
у Змея Горыныча было два сына, которые вместе с отцом командовали дружиной. И
были они такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что их называли
Змеенышами, а то и Змейскими Головами. Вот и получился в сказаниях Змей не
только Горыныч, но еще и Трехглавый.
Правда, в некоторых сказках
Змей Горыныч изумительно многоглав. Некоторые разновидности обладали той же
способностью, что и знаменитая Лернейская гидра – на месте отрубленной головы
тут же вырастала новая. Правда, если у гидры голова (точнее, головы – вместо
одной срубленной две новеньких) вырастала вполне самостоятельно, то Змею
Горынычу нужно было чиркнуть по отрубленной голове огненным пальцем.
Полесские рассказчики
объясняют это тем, что у Змея с Горыни были не только сыновья – основные
Головы, вместе с рыцарской, но и военачальники. Так сказать, ротные командиры.
И сладить с ними иногда было куда как сложнее, чем с самим Змеем.
Между прочим, если Змей
Горыныч был таким, как рассказывают в полесских деревнях, то понятно, почему он
собирал дань молодыми девушками. Если же он был огнедышащим динозавром,
возникает закономерный вопрос – для чего динозавру девицы, да еще и красивые?
Или, может, это такой гастрономический изыск? Ответа на этот вопрос археология
и биология пока не нашли.