А знаете ли вы, что, в отличие от современной России, в России XVIII
века соблюдалось четкое соответствие социального положения человека его
средству передвижения? Указ Екатерины II строго определял, кто в каком
экипаже может ездить и сколько лошадей запрягать. Чиновникам 1-го и 2-го
классов и генералам предписывалось ездить цугом (от шести до десяти
лошадей, запряженных парами) с двумя форейторами, которые скакали верхом
на пристяжных и кричали: «Пади! Пади!», разгоняя встречных.
Чины 3-го, 4-го и 5-го классов тоже ездили цугом, но без «мигалок»,
т.е. без форейторов. Чиновники 6-го, 7-го и 8-го классов могли запрягать
только четверню, а обер-офицеры уже обходились парой лошадей. И как бы
ты ни был богат, но если не дослужился до чина, ты не имеешь права
запрячь в свою карету четверку лошадей! А в царствование Павла I было
наложено запрещение на ввоз иностранных карет – для провоза «иномарки»
требовалось иметь особое дозволение от государя. И конечно какому-нибудь
купцу второй гильдии такого дозволения было не получить.
Впрочем, со временем различия постепенно стирались. Уже в начале XIX
века гербы стало немодно рисовать на экипажах, и часто и князь, и купец
выезжали в простых наемных каретах, а то и вовсе на «общественном
транспорте» – на извозчиках! Интересно, уменьшило ли это пробки на
дорогах?
Источник: Н. Марченко «Приметы милой старины».
|