Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о
ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и самой героине отводят
место в пантеоне нечистой силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга
выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего
не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не
получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов,
непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная
старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а
уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Но откуда в
сказках, которые являются просто отображением народных мифов, а те, в
свою очередь, полузабытыми фактами из жизни, появился подобный образ?
Итак, сказки - лишь хранилище позабытой народом информации о событиях,
происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в
себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий говорит о
том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот
скрытый указывает на нюансы жизни в далекие времена методом
завуалирования истинных героев для получения персонажей, более
удобоваримых для читателей и рассказчиков любого поколения. Главным
условием здесь является сохранность непременных функций и атрибутов
подобного героя.
Теперь представим себе далекое прошлое славянских племен. Это жизнь
народностей, только что перешедших к оседлости, и потому получающих свои
первые поля методом сожжения и выкорчевывания леса. Представьте себе
территорию Украины и европейской части России до Поволжья - всю в лесах.
Вокруг не очень дружелюбные соседи, но они достаточно далеко и так же
слаборазвиты. Самое главное, что эти общества живут в матриархате, или
только-только вышли из него. В нашем представлении Баба Яга вовсе не
баба в возрастном понимании этого слова, а старуха, причем, как правило,
мерзкая. Откуда же в названии «баба»?
При матриархате как образе жизни глава, так сказать, старейшина общества
– это женщина достаточного возраста для того, чтобы иметь право поучать
всех остальных, и достаточно молодая, чтобы быть в состоянии отстоять
свое место в обществе физически. То есть не девица, но и не старуха –
настоящая баба в нормальном понимании этого слова. С этих старых времен и
осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность
научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к этой
главе и приходят за советом, получением права на собственную жизнь,
лечением и всем, что только может понадобиться. Кстати, сказки можно
разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много
исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более
ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и
красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило,
живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены
справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются –
получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они,
так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не
случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество
вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена
этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке
слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».
Вернемся к обществу матриархата. Оно, как и все остальные варианты
организации совместного проживания больших групп людей, предполагает
процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических
племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры,
в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем
паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве
права. Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не
давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных
достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если
не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете
зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении
того, как его кушать? В условиях матриархата подобное решение
принималось одной главной женщиной.
Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее
всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на
взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были
разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в
конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко
говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных
исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены
свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой
проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов
не существовало.
Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий
сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить.
Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень
специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо
рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней
попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе
матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и
понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее
родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении
зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее
– ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать,
спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Многочисленные версии более поздних сказок о домах подготовки
юношей (семь богатырей или гномов), о тяжелом испытании девушек
(Морозко, Белоснежка, Марья- Искусница, Царевна-Лягушка и прочие
принцессы) являются просто перефразированием в головах людей стандартной
схемы прохождения испытаний при вступлении во взрослую жизнь в своем
обществе. Любой должен где-то пожить и что-то сделать, чтобы доказать
свою компетентность в текущей жизни. Баба Яга же являлась просто
барометром, определяющим качество будущего члена общества. Естественно,
подобные испытания не могли восприниматься радостно, и Ягу отнесли к
плохим, но необходимым героям. Со временем жрецами и монахами стали
мужчины, они же стали править в обществе, а Баба Яга сохранила свои
функции и власть в мире сказок.