Под таким названием в начале
1988 года в "Литературной России" была опубликована статья
профессора, доктора философских наук Бронислава Лисина. Тогда на публикацию
почти не обратили внимания. Тем не менее, статья представляется очень
интересной и достойной Вашего внимания.
Бронислав Лисин - Откуда
родом Рюрик?
Тысячелетие крещения Руси
как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году
исполнилось 1125 лет основания первого русского государства.
Конечно, за давностью лет
такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что
государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в
районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее
летописной даты.
Но 862 год, год призвания
варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть
не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех
восточных славян.
С этой датой, а точнее
сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна
из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных
споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер.
Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов
коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают
именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать
своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях
восточных славян порядок.
Действительно, согласно
русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором
был приглашён на княжение в новгородскую землю.
В XVIII веке историки Г.Ф.
Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук,
выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского
(норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных
вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько
сильным, что даже многие известные историки – антинорманнисты (Х. Ловмяньский,
В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась
скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской
теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании
Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором
в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место
отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.
Но есть и принципиально
иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному
В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших
фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов.
Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья
были славяне.
Обратимся к «Повести
временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так
звались те варяги – Русь, как другие зовутся – шведы, иные же норманны, англы,
другие готы, эти же – так».
Скажите, пожалуйста, где же
здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги – это шведы или
норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни
один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским
племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо
говорится: «А славянский язык и русский один и тот же».
Не подтверждается
норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о
событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым
доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих
послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в
Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское
или собственно-славянское происхождение.
Кстати, и клянутся эти
послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.
Эти и другие аргументы
приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к
многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства,
опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием «Откуда есть пошла
Русская земля» (1986).
…За окном машины пелена
дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться
по карте. Луч фонарика выхватывает названия сёл и маленьких городков:
Белов, Бобин, Буров, Вицин,
Волков, Глазов, Грибов, Гуров, Карпов, Лисов, Луков, Руссов, Северин, Шдепков…
Барков, Брунов, Брюсов,
Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин. Маньков, Медов, Панков, Тарцов…
Нам нужен
Старгород…Новгород… Старый центр варягов и новый город варяжский, как его
называли летописи.
Любопытнейшая вещь
топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и народы, а память
людская хранит названия мест давно минувших времён. Не надо быть
специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведённые выше
названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польские, чешские или даже
белорусские или украинские. Один к одному – русские.
Где же эти места? В Швеции,
куда фантазия норманнистов водворила родину варягов? Или на
новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже не мало. Но мы
находимся сейчас на севере Германской Демократической Республики, на территории
бывшего когда-то герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили
многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из
этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как
варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или
русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно
особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик,
подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля».
Интересно, что в письме к
рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным
сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373
и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница
острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию
Голицына?
С другой стороны, как
сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные роды России – Воронцовы, Вельяминовы,
Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие – числили своих предков
из бывших славянских земель южной Прибалтики.
Кем же был Рюрик?
Договариваясь
предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я
предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом,
приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра
I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на
севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских
герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога
Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана
Алексеевича – Екатерины.
Мекленбургские герцоги
ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей,
Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава),
погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл
к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира –
Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон
переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I – Мечиславу III.
Рюрик, Синеус и Трувор
вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то
необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные
связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно
говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что
варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были
обширные династические связи. Например дядя Рюрика Витислав, князь Мечислав I и
король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин
высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену – дочь новгородского
князя Гостомысла Умилу.
А. Кузьмин собрал много и
других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена
специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян
VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более
80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили
варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи
имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских
могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье
Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к
западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские
постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского
Мекленбурга.
Дом советской науки и
культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР,
занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад
об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии
участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными
славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь
последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени
это направление фактически не разрабатывалось.
Данных в поддержку
норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали
её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем
по-другому.
Справедливости ради нужно
сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в
XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале
русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов,
Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить.
Ломоносов был, в частности, убеждён, что Рюрик происходил из полабских славян.
С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались
сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно,
в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим
или династическим амбициям.
Предвзятость мекленбургских
авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий,
существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы,
заслуживающие внимания.
Однако есть факты и
подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е
годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в
Северной Германии была записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней
говорится, что дети короля ободритов Годлава – Рюрик, Сивар, Трувар отправились
на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не
уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар –
Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил
их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года.
Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи
вёрст в другой стране в виде народной легенды.
Трудно заподозрить в
предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, который, будучи посланником
императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его
истории, быта, нравов и так далее. Рюрика и его братьев он тоже считал
славянами.
Интересную книгу выпустил в
1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории
северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Автор
также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не
из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной
Прибалтики задолго до этого.
Ряд источников позволяет
предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к
восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам).
К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо.
Они не выдержали германкой
экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично
ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась
онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII
века.
В обычаях, национальной
одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток
и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением
значительной части коренных жителей…
И всё-таки история подарила
нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с
полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают
лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры
ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их
язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут
интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других
славянских народов.
Итак, на вопрос, откуда
родом Рюрик, есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск
нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов,
новых источников в исторических архивах, археологических раскопках,
этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и
ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.
Бронислав Лисин, доктор
философских наук, профессор.
Литературная Россия. 5
февраля 1988 года, № 5 (1305) С.22 http://community.livejournal.com/oldrus/
|