Обожествляя природу, люди в старину считали, что ветры – существа живые и
наделенные большой силой, их называли господами. Согласно славянской
мифологии, четыре ветра, Восточный, Полуденный, Западный и Полуночный,
являются сыновьями старухи – ветровой матери. А богом ветров был
Стрибог, имя которого означало «старший», «дядя по отцу». А был еще дух
Ветровой (он же Ветер, Ветреник, Ветростная сила, Ветряный, Ветряный
муж).
У славян были и другие «ветровые» боги. Например, Догода олицетворял
тихое приятное дуновение воздуха и был связан с ясной погодой. Он
изображался в виде румяного юноши с русыми кудрями. Правда, он не ладил
со своим братом Позвиздом, отвечавшим за бури и непогоду. С бороды
последнего текли дожди, дыхание вызывало туманы. Когда суровый Позвизд
встряхивал головой, на землю сыпался град.
О весеннем ветре говорили, что он приносит семена дождя из страны
нескончаемого лета и разбивает почки деревьев. Зимние вьюги, по
убеждению наших предков, случаются оттого, что нечистые духи на бегу
дуют в кулак. Встречник – вихрь, который мчался по дороге, считали
олицетворением свадьбы черта с ведьмой. В древних сказаниях упоминаются и
ветер, который сидит на цепи на краю неба, и двенадцать вихорей,
прикованных к скале в далеком океане, если кому-то из них удается
освободиться, начинается буря.
По другой версии, они закованы в пещере неким персонажем, которого звали
«святой с кочергой». В православной традиции это Прокопий, Устюжский
чудотворец, блаженный, который изображался с тремя кочергами в руках. В
разных местностях имелись, конечно же, свои особенности в представлении
ветров. Так, в астраханских краях северо-западный называли «дедом в
изорванной шапке».
У ветров просили помощи, например, отправляясь в плавание. В этом случае
следовало непременно озаботиться обеспечением благоприятного ветра.
Добиться этого, как полагали, можно было несколькими способами. В
северных краях существовало поверье, что повелевать ветрами по силам
финнам и лапландцам. Их приглашали на корабль, чтобы совершить обряд,
который так и назывался – покупка ветра.
Он заключался в проведении специального молебна, по окончании которого
на веревочке или лоскутке ткани, припасенных вершителем ритуала,
завязывали три узелка. – Это действо будто бы позволяло управлять
ветрами в пути: развязывание первого узла призывало легкий, второго –
сильный, третьего – ураганный.
У поморов был и еще более диковинный способ. Сначала надо было днем
помолиться придорожным крестам, потом ночью всем селением выйти на берег
реки и вымыть в ней котлы, затем ударить поленом по флюгарке (это
поворотная железная насадка на дымовую трубу, направляющая дым по ветру,
для улучшения тяги) и наконец… по памяти насчитать двадцать семь
плешивых людей из числа знакомых.
По старинному преданию, Северный ветер однажды разметал урожай хлеба у
одного бедного человека, и тот отправился к Отцу ветров с жалобой. Отец
ветров сидел на высокой горе в образе старика в красной шапке и,
выслушав посетителя призвал подопечного, чтобы тот одарил бедняка
ценностями.
К ветрам и за советом обращались: «Спроси у ветра, не будет ли ответа?».
Если долго дуло холодом, полагалось молиться тихому ангелу, чтобы он
задул южный ветер. И даже в любовных делах обращались за подмогой к
нему. Например, существовал заговор «на семь буйных ветров», к которым
обращались, чтобы они навеяли любовь в сердце девушки, которая не
отвечает парню взаимностью.
Во многих народных сказках именно ветер оказывает помощь герою,
которую он не получает ни от месяца, ни от солнца. И у А.С.Пушкина
читаем: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» В общем, как
правило, большим почетом пользовался ветер у наших предков. Но хорошо бы
все-таки обходиться как-нибудь без ураганов, да?
Валентина Пономарева
|