Из этого города родом мой
друг. И столько он о нём рассказывал, да в таких подробностях и настолько
красочно, что кажется мне, – и я знаю его. Не так чтобы до последней улочки, но
особняк С. М. Прянишникова смогу отличить от стоявшего до недавнего времени
неподалеку от него, на той же улице Ленина, дома купца Шестакова.
Правда, этот населенный
пункт не всегда имел городской статус. Его основание тесно привязано к
Господину Великому Новгороду и тем трагическим событиям, что произошли на
берегах Волхова во второй половине XVI века.
1568-й и следующий, 1569-й
год, были для новгородцев неурожайными. Голодными. А в декабре последнего Иван
Грозный ещё и обвинил жителей Новгорода в «великой измене». Мол, не хотят они
больше быть православными и оставаться под рукой царя и патриарха, а замыслили
перейти в католичество и присоединиться к папской Унии.
А царское слово – не пустой
звук. Говорят его совсем не для того, чтобы воздух сотрясать. Как правило, за
государевым словом по пятам дело следует. Уже в январе 1570 года и сам Грозный
Иван Васильевич, и всё его опричное войско были в Новгороде. И начался
знаменитый погром.
Сотни обвиненных в измене
новгородцев, членов их семей, домочадцев были арестованы и после жестоких
пыток, зачастую ещё живыми, отправлены под волховский лед. Сопротивлявшихся без
какого суда убивали прямо на месте.
Чтобы спасти себя и своих
близких, часть горожан, как о том говорит Устюжская летопись, «совещавшиеся,
усоветовали тайно избежати Новеграда и вселитиеся в пусте месте, де же Бог
наставит»… И пошли эти люди, которых, по преданию, было около шестидесяти
человек, по уже хорошо проторенному их предками пути – к Белому озеру. И
дальше, волоком, – к Кубенскому. А от него – в Двинскую землю.
Лежащий на их пути Великий
Устюг опальные новгородцы обошли стороной. Нечего им было делать в московских
землях, и тем более, в опричном городе.
«Богом наставляемы» или
просто движимые здравым смыслом, добрались переселенцы до «реки Лалы, в пустом
месте течение своё продолжающей от Устюга на Сибирь, в разстоянии 80 верст, и
ту поселитися».
В 1570 году дошли до этих
мест отцы-основатели нынешнего Лальска (Фото: Олег Пономарев, личный архив)
Вот так в 1570 году и был
основан Лальск.
Правда, тогда, в конце XVI
– начале XVII веков, на берегу реки Лалы, неподалеку от места её впадения в
Лузу, встал не город, а Лальский Никольский погост в 64 двора, получивший имя
от своего главного храма – деревянной шатровой церкви святого Николая,
покровителя торговцев и путешественников. И если вторыми его основатели были не
от хорошей жизни, то первыми – по призванию.
Не абы где, в конце своего
долгого и трудного пути решили остановиться бывшие новгородцы. На самом важном
торговом перекрестке.
Если от Лальска на запад,
то через Великий Устюг можно выйти либо на Москву, либо на Колмогоры. От
которых через Белое море – единственный по тем временам путь в Европу. А в той
стороне… Не только рыба. Но и олово. Вино «ренское». Сукно. Да много ещё чего.
На север от Лальска –
Сольвычегодск , имя которого – само за себя. Соль тогда – это примерно, как
нефть нынче.
Китайский тракт. Он и
сегодня в приличном состоянии (Фото: Олег Пономарев, личный архив)
По Каме, на восток, шла
дорога в Сибирь. И ещё дальше, через Кяхту, – в Китай. А из Сибири можно
привезти пушнину. Из Китая – чай, фарфор, шелка, чернила.
Через Лузу и Ношульскую
пристань из Лальска пролегал путь на юг. В Вятку. Откуда в обратном направлении
основным товаром шел хлеб. Основным, но не единственным. Из Вятки ведь можно
попасть в Волгу. А та, как известно, впадает в Каспийское море. За которым
Персия, Индия.
Так что, наверное, нет
ничего удивительного в том, что уже в 1711 году лальчане смогли построить свой
первый каменный храм. Во имя кого, как думаете? Да ладно, тут и голову ломать
не над чем. Во имя святого Николая Чудотворца, покровителя торговцев и
путешественников.
Лальский торг. В его
современном варианте (Фото: Олег Пономарев, личный архив)
Может, благодаря своему
святому, а скорее всего, просто потому, что к тому времени лальский торг стал
известен практически всему купеческому сословию России, 26 марта 1726 года
специальным указом Петра I погост преобразован в посад. А чуть больше, чем через
полвека – в июне 1779 года, Лальск стал городом. Это решение принимал Алексей
Петрович Мельгунов, исполнявший обязанности генерал-губернатора Ярославского и
Костромского.
В следующем году статус
города своим указом подтвердила императрица Екатерина II. Более того, Лальск
стал центром одноименного уезда, в состав которого вошла не только территория
современного Лузского района, но и частью – земли нынешней Архангельской
области и Республики Коми.
Правда, уездным город был
совсем недолго. В 1796 году уже Великий Устюг взял на себя роль одного из
уездов Вологодской губернии. А Лальск… Лальск вернул себе былую
административную славу только… в 1924 году. Когда стал центром одноименного
района. Но эта победа оказалась Пирровой. Через три года началось укрупнение
областей. В результате которого Лальск, потеряв свой городской статус, но
сохранив роль районного центра в качестве поселка, оказался сначала в Северном
крае, а с 1937 года – в Архангельской области.
Но и на этом не закончились
злоключения Лальска, волею ретивых администраторов перебрасываемого от одной
области к другой. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 марта 1941
года Лальский и Подосиновский районы были переданы из Архангельской в Кировскую
область.
Лальское барокко (Фото:
Олег Пономарев, личный архив)
Вот так, с легкой руки
генерал-губернатора Ярославского и Костромского, транзитом через Вологодскую
губернию и Архангельскую область, краешком задев земли современной Республики
Коми, Лальск оказался на северо-западе вятских земель.
Да, история у Лальска
интересная. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. А от Кировской области… Ну,
никак! И по сей день Лальское городское поселение является частью Лузского
района Кировской области. Хотя... Этот город не чужой и для тех пяти областей и
одной республики, к которым за прошедшие века его на какое-то время привязывали
разные ниточки.
Константин Кучер
http://shkolazhizni.ru/
|