Зимой 1237 года к стенам Рязани подошла
орда Батыя. Неделю длилась осада, после чего татары ворвались в город и
предали его страшному погрому — «не осталось во граде ни единого
живого». От этого погрома Рязань, некогда один из крупнейших городов
Киевской Руси, уже не оправилась никогда, в конце концов и имя свое
отдав соседнему Переславлю-Рязанскому, а сама став Старой Рязанью...
Но осталось другое — рязанские клады, зарытые в ту последнюю неделю,
пока войско Батыя стояло у стен города. И эти находки, в основном
женские украшения из кладов княжеских, боярских и богатых горожан —
«узорочье нарочитое, богатство рязанское», — продолжают удивлять
мастерством и филигранностью исполнения.
Начиная с 1822 года в Старой Рязани найдено девять подобных кладов,
состоящих из золотых и серебряных изделий. А еще один рязанский клад был
найден триста с лишним лет назад — в 1673 году. Описанный в терминах
XVII столетия, он состоял из «золота плетеного с перст толщиною»,
«свертков волоченого золота», «серебряных карасей», «лемешков
серебряных» и «серебра литого брусками». Что это был за клад? Судя по
описаниям серебряных «брусков», которые называли еще «карасями» и
«лемешками», это были слитки серебра весом около 200 г (полфунта),
«мерою в длину два вершка, шириною в вершок, а в толщину в полвершка» (9
х 4,5 х 2,25 сантиметра). Это описание, полностью соответствует «гривне
серебра» — главной денежно-весовой единице Киевской Руси. Гораздо
интереснее изделия из «волоченого» и «свитого» золота, украшенного
«лазоревыми камушками», — но тут, увы, можно только гадать, что за
«узорочье нарочитое» попало в руки находчиков...
К сожалению, ни один из кладов, найденных в Старой Рязани до XIX
столетия, до нас не дошел. Между тем именно клады привлекли внимание
исследователей к Старо-Рязанскому городищу.
Исключительное значение Старой Рязани, позволившее ей выделиться в
самостоятельное и могущественное княжество, определялось прежде всего
значением Оки как крупнейшего в Восточной Европе — наряду с Волгой и
Днепром — торгового пути. На рынок Рязани стекались предметы искусства,
пестрые ткани и благовония, парча и золототканые одежды, жемчуг и
драгоценные камни, янтарь, знаменитые франкские мечи, олово, воск, мед;
здесь продавали ловчих соколов, меха соболей и горностаев; здесь
торговали скотом и невольниками.
Но Старая Рязань славилась и своими собственными мастерами. Здесь
создавались замечательные произведения ювелирного искусства. Многие из
них подражали византийским или сасанидским образцам — как, например, в
кованной из серебра чаше с тиснением, на дне которой изображено
стилизованное животное: козерог или олень (найдена в 1888 г.). В других
случаях местные мастера достигали большей самостоятельности.
На протяжении многих столетий окрестные жители, распахивая
Старо-Рязанское городище, находили здесь различные древности. А в 1822
году крестьянин Ермолаев, опахивая края дороги неподалеку от того места,
где позднее был раскопан Спасский собор, наткнулся на золотые предметы
исключительной ценности. Их общий вес составлял 6 фунтов 83 золотника
(2,807 кг). Первые специалисты, описывавшие этот клад, дали ему название
«рязанских барм», но до сих пор назначение этих предметов остается
спорным. По мнению одних исследователей, они входили в состав женского
убора, по мнению других — являлись частью княжеского наряда. Как бы то
ни было, «рязанские бармы» представляют собой признанный шедевр
древнерусского ювелирного искусства.
В состав клада входят три небольших золотых медальона с изображениями
Богоматери, св. Ирины и св. Варвары; два крупных колта с изображениями
святых князей Бориса и Глеба на одной стороне и драгоценными камнями на
другой; шесть золотых колтов, покрытых драгоценными камнями и сканью;
две цепи из золотых ажурных бусин со сканью, зернью, жемчугом и
самоцветами. Ныне этот клад хранится в Оружейной палате в Москве.
Конечно, главным сокровищем клада являются медальоны. Особенно
замечателен медальон с образом «Богоматерь Оранта», безусловно
византийской работы, выполненной в технике перегородчатой эмали. Лик
Богоматери исполнен с такой одухотворенностью, что невольно приходит
мысль о живописи. Кажется невероятным, что подобный эффект достигнут
средствами эмали. Вероятно, активные связи с Византией обусловили
появление этого образка в Рязанском княжестве — скорее всего в конце
XI—начале XII века, и возможно, в качестве почетного дара.
Исключительные художественные достоинства образка, а возможно, и
какая-то связанная с ним история или его религиозное значение стали
причиной того, что уже в Рязани местные мастера сделали для него еще два
медальона со вставными иконами — «Св. Ирина» и «Св. Варвара».
Назначение входящих в состав клада колтов не вполне ясно; возможно,
что они носились на груди, и в таком случае основной была сторона,
покрытая камнями: крупным белым яхонтом в центре, окруженным жемчугом, с
сапфирами, рубинами, аметистами, топазами вокруг него. Поверхность
между камнями покрыта рельефной сканью из толстых золотых жгутов.
Замечателен и рисунок скани, и оригинальная, исключительная по
совершенству техника ее наложения.
Изображения святых на оборотной стороне выполнены в технике
перегородчатой эмали. Пролежав в земле шестьсот лет, эмаль несколько
выветрилась и потускнела, но все же сохранила яркость красок. Фигуры
Бориса и Глеба окружены жемчужной обнизью и широкой каймой из скани с
драгоценными камнями. По краям с обеих сторон колты окружены еще одной
жемчужной обнизью.
Создание ювелирного ансамбля «рязанских барм» специалисты связывают с
образом «Богоматерь Оранта». Безусловно, «бармы» не являются рядовой
продукцией и были изготовлены по особому — скорее всего княжескому —
заказу.
Сенсационное открытие «рязанских барм» вызвало большой интерес к
древностям Старой Рязани. С раскопками 2-й пол. XIX века связаны новые
находки замечательных произведений ювелирного искусства. Чрезвычайно
интересны, например, две серебряные позолоченные подвески (XIII в.),
усыпанные зернью, с девятью цепями, на которых в середине помещены
круглые бляхи, а на концах — ромбовидные грузила, украшенные
художественно выполненной сканью и зернью. Они входят в состав клада,
найденного в Старой Рязани в 1868 году (ныне хранятся в Государственном
Эрмитаже). В состав того же клада входило серебряное ожерелье, состоящее
из штампованных бляшек с изображением на них так называемых процветших
крестов.
На сегодняшний день число кладов, обнаруженных на территории Старой
Рязани, достигло тринадцати. Найденные предметы отличаются
необыкновенным разнообразием и богатством отделки. Это бусы и серьги со
сканью, зернью и жемчужной обнизью, иногда и с мелкими камнями;
нательные кресты из яшмы, мрамора, змеевика, в серебряной и золотой
оправе с зернью или с выемчатой эмалью: зеленой, голубой и желтой;
семилучевые и восьмилучевые подвески-колты, обильно украшенные зернью.
Концы их обычно завершались одним или несколькими серебряными
полушариями, в то время как в центре звезды большое полушарие окружалось
мелкими узорами из зерни и скани/
В 1950 году при раскопках жилища, сгоревшего во время татарского
погрома, археологи обнаружили в развале глинобитной печи завернутый в
истлевшее полотно клад из 26 предметов. В его состав входили серебряный с
чернью медальон с образком Богоматери, серебряная цепь из
полусферических бляшек, три серебряных восьмилучевых колта, четыре
нательных крестика с оправленными в серебро концами, бронзовая
позолоченная булавка в виде лилии, украшенная красной и зеленой эмалью.
Замечательные образцы ювелирного искусства были найдены в кладе 1966
года. Этот клад, также завернутый в холщовую тряпочку, археологи нашли
на месте большой деревянной постройки, уничтоженной пожаром в 1237 году.
В его состав входили шесть предметов: два серебряных денежных
слитка-гривны, два витых из серебряной проволоки браслета и уникальные
по художественному исполнению браслеты-наручи, сделанные из широких
серебряных пластинчатых створок. На них на черненом фоне выгравированы
птицы, грифоны и танцовщица с двумя музыкантами. Края браслетов украшены
позолотой и рубчатой проволокой; такой же проволокой разделены
изображения. Стиль и общие особенности рисунка позволяют отнести эти
браслеты к числу изделий киевских мастеров XII—XIII веков.
До нас дошла лишь небольшая часть художественных сокровищ Старой
Рязани. Но и то, что сохранилось, неопровержимо свидетельствует о
высочайшем уровне мастеров рязанской школы, изделия которых
распространялись далеко за пределами Рязанского княжества. С гибелью
Рязани погибло и это уникальное самобытное искусство, не имевшее себе
подобных ни в одной из других русских областей.
Н.Н. Непомнящий, А.Ю. Низовский