Самой известной былиной о
Добрыне Никитиче является былина о его храбром поединке со Змеем Горынычем.
Самое интересное, что и
историки и ученые твердо уверены, что бой действительно был. Но с кем?
А вот здесь мнение тех и
других кардинально расходятся. По мнению одних ученых, Змей, доисторический
ящер действительно существовал и, облюбовав приграничные просторы, здорово
пакостил, поедая все, что движется.
Согласно другой версии –
Змей – это аллегория и под ней подразумевается нечто более масштабное. На этой
версии мы и заострим ваше внимание.
Согласно летописям, в 20 лет
Добрыню освободили от рабства, в котором бывший княжич пробыл почти 10 лет и не
только приняли в дружину, но и вернули прежний титул. Это произошло благодаря
тому, что младшая сестра Добрыни Малуша стала женой князя Святослава. Княгиня
Ольга позволила бывшим рабам снова стать князьями с одной целью – примирить
русичей с варягами, правивших в те года на Киевской земле.
Добрыня, которого учтиво
стали величать Добрыня Никитич (Нискинич – имя княжеского рода древлян) стал
негласным советником князя Святослава, в ратных делах. А позже, когда у князя с
Малушей родился сын Владимир, стал тому нянькой. Владимир был княжичем, однако
старшие братья Олег и Ярополк относились к нему с презрением. Они – дети
Святослава от браков с иноземными княгинями. Малушу же все помнили при дворе
прислугой. Историки и сейчас спорят, была ли Малуша законной княжеской женой.
Доказать это сейчас не возможно, однако сына у Малуши забрали сразу после
рождения, а молодую мать отправили как можно дальше от Киева, в село Будутино
под Псковом. Рядом с малышом остался единственный близкий ему человек – дядя
Добрыня. Он становится опекуном и учителем юного князя. В этом ребенке он видит
самого себя, ведь Добрыня когда-то тоже был так одинок и его также ненавидели
при дворе. В 969г. умирает княгиня Ольга, а Святослав становится главным
князем. Первое, что он делает – разделяет земли среди своих сыновей. Ярополк
княжит в Киеве, Олегу достается древлянская земля. Святослав забыл о своем
третьем сыне, но тут вмешался случай и Добрыня. В Киев приехали новгородские
бояре – просить защиты и наместника. Князь согласился и отправил 9-ти летнего
Владимира и его опекуна Добрыню в Новгород. Сам же с воеводой Свеннельдом
отправляется в поход на печенегов.
Святослав не знает, что
этот поход станет для него последним и на острове Хортица его убьют печенеги.
Хан Киря прикажет сделать из черепа князя чашу и выбить на ней надпись: «Кто за
чужим пойдет, тот и свое потеряет».
Никто из киевлян, которые
так горевали за Святославом и подумать не мог, что в смерти князя виноват варяг
Свеннельд. Именно Свеннельд завел Святослава в ловушку. Фактически он послал
князя на печенежскую расправу, а сам со своим войском пошел в обход засады.
Историки до сих пор спорят: предупредил воевода печенегов о расположении
княжеского лагеря или те нашли его сами?
Добрыня правит княжим
Новгородом и воспитывает Владимира. Но спокойное правление длится не долго – к
Добрыне доходят слухи о том, что Киевом теперь правит Свеннельд, а Ярополк
полностью ему подчиняется. Со временем Добрыня узнает, что войско Свеннельда
идет походом на Новгород – бывший воевода хочет завоевать все земли и стать
единым правителем Руси.
Добрыня, прошедший
многолетнюю муштру, понимает, вступить в бой сейчас – значит обречь на верную
смерть Владимира, себя и свое войско. Он отдает Новгород без боя, а сам
скрывается в Швеции – там он хочет найти поддержку. За короткое время Добрыня
завоевывает и заключает мирные договора с шестью русскими княжествами.
Наконец, в 980 г. вместе с Владимиром он
идет на Киев и располагается лагерем под его стенами. Он хочет завоевать Киев и
освободить его от Свеннельда и жестокого бога Перуна. Но им не пришлось биться
– уставшие от жестокого варяжского правления жители сами открыли ворота.
Свеннельд и Ярополк сбежали.
Самое интересное то, что
именно 980г. историки считают годом легендарной битвы Добрыни со Змеем
Горынычем.
Так с кем же бился Добрыня?
С мифическим существом, или с реальным врагом? И где искать место легендарного
боя?
Добрыня встретился со Змеем
в Киеве, там, где ручеек Смородинка впадает в огненную Почай реку, именно там
было описанное в былинах логово Змея.
«Стал Добрыня со Змеем
бороться – земля стонет, небеса пылают. Бились они три дня и три ночи. А когда
поразил Добрыня Змея в самое сердце, то убил Змея проклятого» – так описан бой
в былинах. По легенде, Змей сбежал от Добрыни и спрятался в одной из пещер, но
богатырь все равно настиг его и убил.
Добрыня настиг Свеннельда
возле Канева. Там он и казнил своего злейшего врага. Академик Шахматов считал,
что многоголовым Змеем Горынычем называли властную варяжскую династию. И именно
борьбе с варягами посвятил свою картину художник Васнецов. Последней головой
Змея был варяжский воевода Свеннельд. Это с ним три дня и три ночи бился
богатырь Добрыня и одержал победу. Однако существует еще одна версия...
После победы над
Свеннельдом Добрыня и Владимир должны были объединить государство, которое
теперь насчитывало 12 племен. Но как это сделать мирно и без кровопролития?
Тогда Добрыня и проявил
свой дар настоящего миротворца. Он предложил усовершенствовать религию и ввести
6-ти божие.
Для этого в Киеве были
поставлены идолы всех шести богов, которым русичи поклонялись в разных уголках
Древней Руси:
Дажбог – бог солнца и
успеха,
Хорс – бог месяца и
энергии,
Стрибог – бог войны, ветров
и стрел,
Симаргл – бог подземного
мира, бог семян и корней,
Мокош – богиня дождя и
воды, покровительница женщин,
Перун – верховный бог, бог
грома и молний.
Раньше в Киеве покланялись
лишь Перуну. Каждый год ему приносились в жертву юноша или девушка. Несчастные
заканчивали свои дни в пламени жертвенного костра. Опасность быть сожженным
преследовала Добрыню и его сестру Малушу на протяжении почти 10-ти лет.
Но теперь Перун не мог
принимать решения самостоятельно. Для этого ему нужно было сначала договориться
с другими богами. Так Добрыня ограничил власть некогда могущественного бога.
Однако на этом Добрыня не остановился.
Объединенная Русь стала
большим государством, и ему необходимо было укреплять и расширять связи далеко
за своими пределами. Для этого требовалось сделать всего один, но очень
ответственный шаг – принять христианство. В те времена христианство и
цивилизация были синонимами и дорога к признанию, и уважению лежала только
через принятие христианства.
Согласно летописи, под
горой, где стояли идолы, собралось тысячи людей. На их глазах Добрыня поднялся
к святилищу богов, снес мечом голову Перуна и скинул деревянного идола в воду.
А дружине приказал плыть за идолом до границ Руси и баграми отгонять его от
берегов, чтобы не было места Перуну на Русской земле. Оставили идола лишь близ
острова Хортица на границе, где он застрял на мели.
Считается, что в былинах
нашли отражение реальные исторические события, и они были даже более
правдивыми, чем истории, описанные в летописях. И бой Добрыни Никитича с
семиглавым змеем – это не что иное, как борьба новой религии – православия со
старой религией – язычеством. Срубил Добрыня шесть голов – низверг шестерых
богов, низверг седьмую и поразил Змея в сердце – отверг язычество, низверг
культ Перуна.
Кстати, в былине есть
любопытный эпизод, когда слабеющий Добрыня окунается в воды Почай-реки и к нему
возвращаются силы. Ученые считают, что это не что иное, как обряд омовения,
крещения. Тем более, что именно в водах Почай-реки, берущей свое начало в
Оболони и впадающей в Днепр и было совершено Великое Крещение народа Русского.
В 987г. Добрыня стал
наместником Новгорода и оставил Киев. Дата его смерти неизвестна. Но в
летописях упоминается, что дожил доблестный богатырь до глубокой старости и был
похоронен в деревянной церкви Софии Киевской. За ним очень тосковал его
племянник – Владимир Великий князь Красно Солнышко.
Оставил после себя богатырь
русский Добрыня Никитич объединенную христианскую державу – Киевскую Русь,
город-крепость Белгород и легенду про поединок со Змеем. Источник - http://tainy.net/
|