Плюсы и минусы монголо-татарского нашествия на Русь - СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕФЕРАТЫ... - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕФЕРАТЫ...

Плюсы и минусы монголо-татарского нашествия на Русь

Мнения о влиянии монголов на становление российской государственности могут быть разные, но бесспорный факт таков - вслед за упадком Золотой Орды началось возвышение Московского государства.

Карамзин по этому поводу говаривал: «Москва обязана своим величием ханам». Известные историки Н.И. Костомаров и Ф.И. Леонтович поддерживали его в данном утверждении, однако отмечали всяческое пресечение политических свобод и ожесточение нравов, явившихся результатом монгольского гнета. Костомаров подчеркивал особую роль ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего государства. А князь Николай Трубецкой говорил, что «невозможно понять основ московского государства без понимания тех политических и нравственных принципов, на которых была основана империя Чингисхана».

При всем трагизме, эпоха монгольских завоеваний XIII века не была проста и однозначна. Даже нашествия ордынцев на Русь нельзя считать абсолютным негативом для последней. Так считали многие исследователи этого вопроса, среди которых были В.В. Бартольд, Л.Н. Гумилев и Г.В. Вернадский. Ведь Монгольская империя в дальнейшем играла цивилизационную роль. По мнению сторонников евразийства, русские были спасены от культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в данную империю. Аргументом в пользу этой теории было то, что золотоордынцы - нейтральная культура, которая принимала разных богов в отличие от католической Европы.

НОВЫЕ ПОРЯДКИ

После нашествий монголо-татаров в 1238-1240, 1252, 1281 и 1293 годах (не считая мелких набегов), завоеватели принялись перестраивать социальную систему Руси и вводить новые порядки. Великий Хан Угэдей поручил дела управления китайскому министру Елюй Чу-цаю, который ввел на всей территории Империи китайскую административную систему и назначил в провинции уполномоченных «даругачи» (в русском произношении это слово произносилось как «дорога»). В летописях чаще встречается тюркский перевод китайско-монгольского термина «даругачи» - «баскак». В обязанности даругачи входило: перепись населения, осуществление сбора налогов, набор рекрутов в войска, а также организация почтовой («ямской») службы. В каждой области существовала канцелярия, где хранились списки налогоплательщиков и данные о том, сколько они должны. Основных налогов было три - поземельный, подушный и подворный, который зависел от имущественной состоятельности плательщика; кроме того, существовал рыночный сбор - 3% стоимости товара. По тем временам это была совершенная и уникальная государственная система. Позже произошло отступление от китайских традиций (против которого безуспешно протестовал Чуцай) - сдача налогов на откуп. Эта практика была позаимствована монголами в мусульманских странах. Тем, кто не мог уплатить налоги, давали в долг под огромный процент, а тех, кто и после этого не мог уплатить долг, продавали в рабство.

Монголы также ввели одну повинность: требовали от крестьян лошадей и провиант - и эти требования часто сопровождались насилиями. Фактически была создана китайская административная система с примесью элементов арабской, так как в ней принимали участие и мусульманские чиновники, арабы и персы.

Монголы занялись также организацией почтовых трактов, установили ямскую повинность населения, улучшив этими мерами условия сообщений на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины, создали перепись населения, ввели военно-административное устройство и податное обложение по принятой у них десятичной системе.

Позже одному из князей давали «ярлык» на великое княжество, а всех других заставляли подчиняться ему. Через него хан посылал свои приказы с требованием беспрекословного исполнения их всеми князьями. Для контроля деятельности князей хан назначал своего «даругу» или «баскака», каковым должен был быть монгол. В распоряжении баскака был отряд войска, который всегда расквартировывался вне черты города ввиду безопасности и деморализующего влияния городов. Они известны были под именем «татарских слободок». Если же какой-нибудь князь отказывался повиноваться или не исполнял указ хана, или не платил дань, то баскак со своим войском выполнял карательную миссию. Великий хан Монголии был фактически правителем всех русских земель, и ни один русский князь не имел права управлять своим княжеством без необходимого ярлыка. Князья ездили на поклон к хану, дабы получить ярлык. Последний мог в любой момент быть передан кому-то другому.

Монголы не могли допустить обилия мелких князей, которых было бы трудно контолировать, поэтому они поощряли образование сильной власти Московского Великого князя, который мог бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества. С точки зрения монгольского права власть великого князя московского, как и других русских великих и удельных князей, основывалась преимущественно на ханском ярлыке. Как нам известно, в киевский период только князья из дома Рюрика имели право занимать русские княжеские престолы. Монголы признали принцип исключительных прав Рюриковичей (потомков Рюрика) в тех русских землях, которые не были поставлены под прямое правление хана. Признание монголами прав династии Рюрика было мудрым шагом, который избавил их от множества проблем. Рюриковичи продолжали править Русью, насколько им это позволяли, но теперь они правили на основе как своих генеалогических прав, так и ханского ярлыка. Старый принцип передачи столов по генеалогическому старшинству становился недейственным, потому что ханы пренебрегали им при выдаче княжеских ярлыков, к тому же изменились условия.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Можно сказать, что в течение монгольского периода основы старого социального порядка постепенно разрушались. К моменту, когда Иван III провозгласил освобождение Руси от монгольского владычества и покорил Новгород, основа новой структуры была готова. Московское боярство состояло из разнообразных и разнородных элементов. К 1450 году положение боярства как класса серьезно подорвало появление новой аристократической группы - служилых князей, а также устойчивый рост низшей аристократии - дворян, которые собирались вокруг великокняжеского двора. Некоторые бояре XIV и XV веков принадлежали к древним боярским родам Великого княжества Владимирского -такие как Бутурлины, Челяднины, Кутузовы (все три этих семьи первоначально заявляли о своем германском происхождении), Морозовы, Вельяминовы (варяжские корни) и Воронцовы. Некоторые из лучших московских боярских фамилий были «татарского» (монгольского или тюркского) происхождения: Сабуровы, Годуновы (Борис Годунов даже удостоился царского престола), Арсеньевы, Бахметьевы, Кудашевы, Енгалычевы. Большой наплыв монгольских князей в русскую знать сильно увеличился после правления Василия II. В начале XVI века они занимали самое высокое положение среди князей, служащих московскому царю.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Ханы терпимо относились к представителям разных вероисповеданий. Русская православная церковь в 1270 г. ханом Менгу-Тимур была освобождена от выплаты дани и получила специальный ярлык, который защищал церковное имущество от произвола ордынцев. Впоследствии хан Узбек даже расширил привилегии церкви. В столице Золотой Орды Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261 году там возникла православная епархия. Положительным последствием монгольского правления на Руси можно считать создание высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства: иконописи, церковной музыке, религиозной литературе. Олицетворением этих достижений можно считать творчество художника-иконописца Андрея Рублева. Очарование рублевских творений кроется в чистом спокойствии композиции и гармонии нежных красок. Религиозно-национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. Этот период был свидетелем расцвета русской религиозной живописи в форме и фресок, и икон. Создавались описания жития святых, а также биографии некоторых русских князей. Центральной идеей этих произведений было и то, что монгольское иго - это кара Божья за грехи русского народа и что только истинная вера может вывести русских из этого тяжелого положения.

Бывали случаи, что митрополит служил арбитром в разногласиях между князьями. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян, и доля их производства в сельскохозяйственном продукте постоянно росла.

История знает случай, как хан Берке отпустил на храм митрополита Кирилла в Ростове годовой оброк со всей Ростовской земли за то, что по всему Ростову пели молебны о здравии хайфского сына, который действительно выздоровел.

Сестра хана Узбека, Кончака, была выдана за русского князя Юрия Даниловича, и ей было разрешено креститься. Жена хана Джанибека, Тайдула, была исцелена св. митрополитом Алексием от слепоты.

Монголы проявляли уважение к священнослужителям всех религий и даровали им привилегии, что способствовало возникновению тенденции к примирению с завоевателями. Эта политика до какой-то степени сблизила церковь с завоевателями - ведь русские князья не всегда мирились с привилегиями церкви и в периоды ослабления ханской власти, случалось, требовали у нее деньги. Прежняя враждебность к завоевателям смягчается и уступает место тенденции к примирению. Обстановка борьбы с католицизмом также побуждала русскую церковь к сотрудничеству с монголами - немецкое и литовское наступление на западе грозило православию большой опасностью. Золотая Орда считала русских князей своими вассалами и оказывала поддержку Руси в ее борьбе с Литвой и Тевтонским орденом. В 1324 году хан Узбек организовал поход русских князей против Литвы; в 1340 году Узбек помог русским князьям в их борьбе против польского короля Казимира. Также среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям - от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия - завершить христианизацию русского народа.

Обогащение русского языка словами и понятиями, заимствованными из монгольского и тюркского языков, или из персидского и арабского (через тюркский), стало еще одним аспектом культурного процесса.

Фактор, который трудно переоценить в развитии русской интеллектуальной и духовной жизни, - это роль живших на Руси и обращенных в христианство татар и их потомков. Выдающийся русский религиозный деятель XV века, основавший монастырь, св. Пафнутий Боровский, был внуком баскака. В XVI веке боярский сын татарского происхождения по имени Булгак был посвящен в духовный сан, и после этого кто-либо из членов семьи всегда становился священником, вплоть до отца Сергия Булгакова, широко известного русского богослова XX века.

Были и другие выдающиеся русские Интеллектуальные лидеры татарского происхождения, такие как историк Н.М. Карамзин и философ Петр Чаадаев.

ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

В монгольский период бояре имели большее влияние на государственные дела, чем прежде. Когда стало ясно, что московские князья лидируют в борьбе за власть среди русских правителей, все больше бояр предлагало свои услуги князю московскому. Поддерживая возвышение Москвы, бояре, сознательно и не осознавая того, способствовали объединению Руси. Бояры из других княжеств не хотели признать главенство московского - князя. В качестве стимула таким внешним сторонникам возвышения Москвы обещали места при дворе, что означало принятие в правящие круги московского боярства.

Освобождение Руси от монгольского владычества требовало много усилий. Народ инстинктивно чувствовал, что только сильный правитель может привести их к победе, и они были готовы поддержать такого правителя. Когда стало ясно, что великий князь московский становится сильнее других, все больше бояр и простых людей, даже в других великих княжествах уповали на его руководство. Можно считать, что победа Дмитрия Донского на Куликовом поле явилась важным шагом в возвышение Москвы. После ухода баскаков за сбор и доставку ордынской «дани» отвечал Великий князь Владимирский. Но ханы постоянно стравливали князей между собой, не давая никому из них усиливаться. Нередко между великими князьями возникали конфликты и военные столкновения.

В 1304 году тверской князь Михаил и московский князь Юрий устроили торг в Орде, обещая платить один больше другого, - и хан отдал Михаилу престол вместе с правом на сбор дани. Но Юрий московский не захотел отступиться, он снова приехал в Орду, несколько лет жил в ставке хана Узбека и сумел склонить его на свою сторону. В 1317 году Юрий получил ярлык на великое княжение и в жены -сестру хана Кончаку. Правона сбор дани служило действенным оружием для подчинения других князей. И брат Юрия Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы значительную часть северовосточной Руси. Иван Калита жил попеременно то в Москве, то в Орде, исправно платил «дань» и поддерживал хорошие отношения с ханом Узбеком.

С прекращением распрей и татарских вторжений начался период восстановления экономики. Москва первой установила хорошие отношения с татарами, и московское княжество не подвергалось набегам с конца XIII века. Поэтому именно на московские земли устремился поток переселенцев, уходивших из разоренных областей, в особенности с опустошенного Юга.

Восстановление происходило поначалу медленно (археологам известно лишь 20 поселений), но в XIV веке ситуация резко изменилась - было основано 185 новых поселений, их общее число увеличилось в четыре раза и намного превысило количество поселений, существовавших до нашествия. Специалисты отмечают, что причиной этих впечатляющих перемен явился «колоссальный приток людских ресурсов» из других областей. Проще говоря, люди шли сюда в надежде на личное благополучие и безопасность, гарантированные политикой московских князей.

Москва, основанная Юрием Долгоруким в 1147 году (одновременно с Вологдой, Шенкурском, Каргополем и другими городами), находилась практически в центре старых районов пашенного земледелия, где могло прокормиться достаточно плотное население. Удобство расположения Москвы также заключалось в относительном удалении от всех внешних врагов. По этой же причине этот город постепенно становится центром пересечения многих торговых путей. При этом за счет водных путей были относительно безопасные и экономически выгодные связи как с Севером (Тверь, Псков, Новгород), так и южными землями (Орда, Дон, Азовское и Черное моря).

Первым московским князем по завещанию Александра Невского стал в 1263 году его младший сын Даниил. Он присоединил к Москве ряд городов и земель, в том числе Коломну. При его сыне Юрии к Москве был присоединен Можайск, входивший в Смоленское княжество.

В 1325 году московским князем стал брат Юрия, погибшего в Золотой Орде, Иван Данилович по прозвищу Калита. При нем начинается постепенное возвышение Москвы, которая объединяет вокруг себя русские земли. Он расширял свои владения за счет ростовских, галицких, белозерских и угличских земель. Он при этом поддерживал хорошие отношения с Ордой. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семен (Симеон Гордый) и Иван Красный.

Калита смог уговорить митрополита всея Руси Петра переехать из Владимира в Москву, в результате город приобрел значение религиозного центра Руси. Особенно это было значимым в борьбе за первенство с Тверью. В 1328 году Иван Калита совместно с отрядами хана Узбека принял участие в карательном набеге на Тверь за восстание жителей этого города. Постепенно княжество Ивана Калиты (Ивана I) становится самым богатым, а, следовательно, самым сильным на Руси. Ивану удалось усилить свое влияние в Новгороде. Он покупал земли в других княжествах, что позволило ему делать из них опорные пункты Москвы.

Одновременно Иван Калита оставался вассалом Орды, однако во многом благодаря его деятельности впоследствии Русь смогла вступить в открытую борьбу с ней.

Сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван Красный продолжили дело своего отца по объединению земель вокруг Москвы. Так ими были присоединены земли современного Дмитрова, Костромы, Калуги и т.д. Однако, будучи обладателями великокняжеских ярлыков, они фактически контролировали земли намного большие по территории.

После ранней смерти Ивана Красного титул великого князя перешел к суздальско-нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, так как сын Ивана Дмитрий был малолетним. Однако бояре московские вступили в борьбу с Дмитрием Константиновичем, на стороне Москвы выступила фактически вся Северо-Восточная Русь. Также против Дмитрия Константиновича выступил и митрополит Алексий.

Таким образом, уже этот факт свидетельствует о силе Москвы, бояре которой не согласились быть удельными.

С начала XIV века земли русские начинают более активно противодействовать Орде, несмотря на карательные набеги монголо-татар. Постепенно отстраивались города, развивается торговля, восстанавливаются заброшенные сельские угодья. Возвращаются не проданные в рабство ордынцами и возрождают свое мастерство кузнецы, оружейники, плотники, литейщики.

В 1367 году в Москве начинают строить каменные стены, которые довольно быстро были возведены.

После Куликовской битвы Москва становится не просто столицей одного из русских княжеств, но и столицей национальной. Василий получил великое Владимирское княжение от своего отца Дмитрия Донского без упоминания о ханском ярлыке. Князь Василий Дмитриевич продолжил политику присоединения к Москве земель. Он за ярлыком в Орду не ездил, а хан сам прислал ему ярлык на великое княжение.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Многие историки считают, что в некоторых отношениях монголо-татарское влияние на Русь скорее возросло, чем уменьшилось после освобождения Руси. Ведь после прекращения существования Золотой Орды татары пошли на службу к московским князьям.

Когда Русь освободилась из-под власти хана, она стала значительно сильнее, нежели до монгольского вторжения. Вся «Великая Русь» была теперь объединена под предводительством великого князя московского. Чтобы подчеркнуть свою независимость от иноземного правления, а также свои полномочия во внутренних делах страны, он присвоил себе титулы царя и самодержца. Иван IV с одобрения церкви (1547 г.) был официально признан царем.

Важным аспектом продолжения монгольской традиции в московской монархии стало монгольское влияние на этикет дипломатических переговоров. Русский церемониал во многих отношениях являлся отражением монгольского образца.

Знакомство москвичей с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало им в отношениях с восточными державами, особенно с государства ми, ставшими преемниками Золотой Орды.

Заимствования с Востока сказались и на развитии русских ремесел. В период «татарского ига» на Руси появляется искусство литья колоколов. Вместе с колоколами на Руси появились колокольни-«каланчи» и купола-луковки, так похожие на купола Тадж Махала. К числу китайских заимствований относятся и медные монеты с принудительным курсом - они пришли на Русь через посредство Золотой Орды. Булатная сталь и огнестрельное оружие так же были позаимствованы с Востока - первые ружья на Руси назывались «тюфяк» и «мултух». Первые сведения о мельницах на Руси относятся к 1260-м годам, мы находим их не в летописях, а в ярлыке хана Менгу-Темира. Восточная культура оказала огромное влияние на становление русского общества - и в этом нет ничего удивительного, это была культура великих и древних цивилизаций.

Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.

Стоит также отметить, что именно золотоордынская система стала со временем прообразом российской имперской государственности.

В XVI веке происходило неуклонное наращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколки Золотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства.

В истории Руси были случаи, когда к власти приходили татары. К первому случаю можно отнести так называемое отречение от русского престола Ивана Грозного в пользу крещеного татарского царевича Чингизида Симеона Бекбулатовича, ставшего на короткий период времени номинальным правителем Московии. Но были и подлинные властелины, потомок ордынца Чет-Мурзы - русский царь Борис Годунов - татарин. А царь Иван Грозный был Чингизидом по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол. В 1546-м большая группа татарской знати пришла на службу к Ивану Грозному.

О ДВУГЛАВОМ ОРЛЕ

На золотоордынских монетах XIV века - периода правления хана Джанибека (1343-1352) можно найти изображения двуглавых орлов. Насчет их сходства с российским орлом можно судить по ним. Нелишне будет заметить, что первоначально, изображение двуглавого орла было явно личным знаком Ивана III. Если не забывать о том, что московские великие князья долгое время (фактически до 1480 года) были вассалами Золотой Орды (затем Большой Орды), ничего удивительного в появлении на их личных печатях изображения двуглавого орла нет. Кстати, две короны российского геральдического орла - татарские. Об этом в отечественной геральдике известно давно. Поэтому татарские символы, как и многое другое, заимствованное из Золотой Орды и татарских ханств, не были чужды правителям Московской Руси, постепенно становящимся российскими императорами.
 

Сергей ФАНТАЗ
Источник: «Секретные материалы 20 века»
Категория: СТАТЬИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕФЕРАТЫ... | Добавил: Админ (05 Ноя 2009)
Просмотров: 2592 | Теги: Статьи, рефераты
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017