"Московский Отдел
Народного образования... может сообщить следующее: Музей-усадьба
"Дубровицы" является памятником усадебной культуры и быта XVIII века.
Дом-музей, по заключающимся в нем историко-художественным коллекциям - памятник
большого художественного значения... Таких домов-усадеб на территории
Московской губернии можно сейчас насчитать только единицы..." Из докладной
записки МОНИ от 08.11.1926 г., № 2667.
В этом уголке Подмосковья
сохранились старинные постройки былой помещичьей усадьбы: церковь Знамения
Пресвятой Богородицы (1690-1704), дворец (1750), курган, конный двор, три (из
четырех) флигеля, хозяйственные постройки, липовый регулярный парк. Усадебный
комплекс расположен в восточной зоне современного поселка Дубровицы у слияния
рек Десны и Пахры, в шести километрах от станции Подольск. О селе Дубровицы в
писцовых книгах 1627-1628 годов было отмечено: "В Молоцком стану за
боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина село Дубровицы на реке
Пахре, усть речки Десны".
Усадебный дом и церковь Знамения Пресвятой
Богородицы.
При Морозовых были
построены деревянная церковь во имя Ильи Пророка и усадебный дом.
В 1688 году Дубровицы
приобретает Борис Алексеевич Голицын (1641-1714), сподвижник и воспитатель
молодого Петра I. 22 июля 1690 года на месте деревянной церкви (она была
разобрана и перенесена в деревню Лемешово) заложен новый храм. Церковь строили
из белого камня иностранные мастера "числом около ста", а также
русские мастера. Храм выполнен с редким художественным мастерством в стиле
барокко.
Особенности архитектурного
убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры,
редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.
Основное помещение храма -
восьмерик на четверике - в соответствии с русской традицией приподнято на
высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя
закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается
резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти
не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет
золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен
резьбой (в основном использован растительный орнамент).
Скульптуры апостолов у основания столпа храма.
Перед западным входом со
стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей - Иоанна Богослова
и Григория Златоуста, у основания восьмерика - скульптуры апостолов, во
внутренних углах цокольной части - четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и
Матфей.
Фрагмент интерьера церкви Знамения Пресвятой
Богородицы.
Во внутреннем убранстве
церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество
материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо
сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.
Храм был освящен 11 февраля
1704 года митрополитом Стефаном Яворским в присутствии Петра I и царевича
Алексея. Церковь названа в честь новгородской иконы Знамения Пресвятой
Богородицы, которая символизирует примирение. Праздник иконы - 10 декабря.
При внуке Б. А. Голицына
Сергее Алексеевиче в 1750-1753 годах построены усадебный дом, конный двор,
четыре флигеля, хозяйственные постройки.
В 1781 году у задолжавшего
крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович
Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина
II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для
себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый
фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803),
которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.
И. П. Аргунов. Портрет А. М.
Дмитриева-Мамонова.
С декабря 1788 года
владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и
большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени
стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов
очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен,
скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой
симпатией. Мамонов - единственный среди екатерининских фаворитов, который не
пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него
непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов
и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался
в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке
Екатерины.
Но благоденствие длилось
недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине
императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого
князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года.
Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала,
запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за
Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала
невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.
Вскоре супруги уехали в
Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным.
Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах,
посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил
капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с
новой модой на усадебное строительство.
Храм, занимавший ранее
центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь
главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное
оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма.
Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее
оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена
шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная
лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких
каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к
торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены)
широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные
крыльца с циркульными лестницами.
У центрального входа во
дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание
получило основное украшение - террасу-полуротонду с десятью колоннами
коринфского ордера.
В конце XVIII столетия в
Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы
разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса
служебных построек.
Значительные перестройки
проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них
появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую
форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от
пола до потолка особым приемом - перспективной живописью пейзажно-архитектурного
типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических
архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона
глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего
плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых
принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в
1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского
научно-исследовательского института животноводства.
Александр Матвеевич
Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить
добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в
день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи.
Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве.
Наследником Дубровиц
становится сын Мамонова - Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13
лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек
получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего
родственника - поэта И. И. Дмитриева - двадцатилетний граф стал обер-прокурором
одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало
интересовала, и он начал заниматься историей.
С началом войны 1812 года
граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине,
Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал
полк, получивший официальное название "Московский казачий графа
Дмитриева-Мамонова полк". В него записались добровольцами В. А. Жуковский,
П. А. Вяземский и другие известные люди.
Во время Тарутинского
маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в
Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев
(1794-1866): "В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы
задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей... охотно угощал проезжих
офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне
воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали
спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось
легче".
В Дубровицах побывали и
французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812
года, ограбив и спалив близлежащие деревни.
Хозяин же Дубровиц Матвей
Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей "За
храбрость", а в марте следующего года назначен шефом своего полка и
произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года
окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается "история"
основанной Матвеем Александровичем тайной организации - "Ордена русских
рыцарей". Граф сам писал ее устав - "Краткое наставление русским
рыцарям" и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н.
Новиковым.
В документе, выработанном
Орловым и Мамоновым, наряду с "упразднением рабства в России"
предлагалось пожаловать "наследственным пэрам", то есть "русским
рыцарям", крепости ("фортеции"), поместья и земли.
Идея фортеции как
резиденции "пэра" занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем
размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований.
Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу
Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк,
хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная
ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.
Выполнявший этот необычный
заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф,
знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не
представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.
Желание Мамонова окружить
все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста
послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента,
осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле
1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное
сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую
комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать
сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев
"больного", отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако
Мамонова стали "лечить". Его лечение носило изуверский,
принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после
отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально
был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.
Через несколько лет
Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть
до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на
Воробьевых горах, которое москвичи назвали "Мамоновой дачей".
Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с
могилами отца, матери и деда.
В период нахождения графа
под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах
(1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер
(1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии
художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского
собора.
После реставрации "...
его (храм) нельзя уже узнать, - пишет в своей книге "Обновление храма
Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда" директор
кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, - золотой крест и золотая корона
купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные
изваяния обточены, очищены резцом - нет уже ни следов времени, ни порчи - храм
как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без
малейшего изменения".
Но внутри он стал богаче.
Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты,
желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не
подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.
Латинские надписи и стихи
под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили
текстом из Священного Писания.
"Четыре ряда образов
иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто
обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте
храма отделились и сделались более воздушными", - писал А. Ф. Вельтман.
Владельцем Дубровиц в 1864
году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из
старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860),
дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной
им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года
открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти
залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров
культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч
посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М.
Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось
это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и
частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На
плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.
Сергей Михайлович покинул
Дубровицы еще до революции 1917 года. В 1919 году в Дубровицах был создан Музей
дворянского быта, который просуществовал до 1927 года. Экспонаты музея
(великолепная резная мебель, картины, скульптура, гобелены и другие ценности)
вывезли в Москву, Серпухов, Царицыно. Усадьбу передали детскому дому. В 1932
году здесь разместился сельскохозяйственный техникум, переведенный в Дубровицы
из города Богородицка Тульской области. В техникуме преподавала младшая дочь
Дмитрия Ивановича Менделеева, Мария Дмитриевна Кузьмина-Менделеева (1886-1952).
Территорию Дубровиц (по
архивным данным на 20.08.1920 г.) занимал совхоз "Дубровицы", в котором
усадьба размещалась на шести десятинах. Церковная земля имела полторы десятины
и находилась вне усадьбы.
В 1961 году в Дубровицы был
переведен из Москвы Всесоюзный (теперь Всероссийский) научно-исследовательский
институт животноводства (ВИЖ). Большая скученность научного оборудования,
недосмотр или перегрузка электросети привели к пожару. Здание усадебного дома
сгорело в ночь с 3 на 4 июня 1964 года.
Восстановительные работы,
проведенные с 1966 по 1970 год, вернули фасаду прежнее убранство. Отреставрировали
вестибюль, сняв несколько пластов краски, вернули фресковые росписи Гербовому
залу.
ел императорский Эрмитаж.
Администрация института все последующие годы бережно относилась к использованию
усадебных построек. Церковь, которая до 1990 года находилась на балансе ВИЖа,
охранялась, а с 1966 по 1990 год Министерство культуры СССР вело
реставрационные работы, планируя использовать храм как музей культового
зодчества.
Однако в октябре 1990 года
церковь возвращена прихожанам. Теперь служба здесь проводится круглый год,
установлено отопление, хотя при строительстве было определено: "для
использования только в летнее время", то есть без отопления. Под храмом
вырыт подвал, чтобы создать дополнительное помещение для нужд церкви.
С августа 2003 года на
территории усадьбы начались "восстановительные" работы, которые
продолжаются и по сей день. В результате с южной стороны дворца уничтожен
ландшафтный парк из более чем 80 реликтовых деревьев (упомянут в книге И. А.
Дмитровского "Дубровицы - знатное село. Имение князя С. М. Голицына",
1908). В парке росли многовековые липы и ели. Уничтожена историческая дорога,
обозначенная на архивных документах 1915 и 1920 годов. Вместо нее вырыт
котлован глубиной более четырех метров, в результате чего многовековая липовая
аллея "повисла" над обрывом. Вокруг церкви воздвигается кирпичная
стена.