Как Петр I прививал молодым дворянам европейский этикет?
На Руси исстари существовали
закрепленные в народных традициях правила поведения, были и письменные
источники, дававшие наставления, как себя вести в тех или иных ситуациях.
Наибольшую известность получил «Домострой», предписывавший патриархальный стиль
поведения, которым руководствовались в течение нескольких веков.
Петр I, проводя
всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему
взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам
существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. Царь усиленно
насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и
проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству,
купцам и горожанам новых принципов и правил поведения.
В первую очередь монарх
озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными
исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых
дворян получало высокие должности в армии и административных структурах,
направлялось для обучения и с различными поручениями за границу. Естественно,
что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского
этикета.
Для молодых дворян в 1717
году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора. По
сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из
различных европейских книг. Подлинный автор книги неизвестен, имеются сведения,
что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс – один из самых образованных
сподвижников Петра.
Книга практически сразу же
стала бестселлером, тираж разошелся очень быстро. В течение года пришлось её
печатать еще дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало»
переиздавалось в течение XVIII-XIX веков, теперь и подсчитать трудно. Именно на
этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.
Несмотря на следование
европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли
полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга
посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце,
дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние
«Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы,
почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Зато для юношей были
подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались
они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети
отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано
бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не
садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать,
но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи
позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».
Любопытно, что авторы
дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У
родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их
сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного
дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть
подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни
прямо».
Здесь же были изложены и
требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье
с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно
ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не
колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
Не могли составители обойти
вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от
неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И
дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными
словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез
оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден
побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет
несносными поносительными словами».
Видимо, с навыками
поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули
упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже
шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или
подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки
и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и
остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят... Еще же зело
непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую
мазал, а особливо при других честных людях».
Петру требовались надежные
и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и
подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах
благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что
некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того
добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с
лености тучно бывает... Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и
безпокоен, подобно как в часах маетник... Младыя отроки должни всегда между
собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда
им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и
чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».
Особое место в наставлении
отводилось службе молодых дворян, пожалуй, именно эти разделы были написаны
наиболее развернуто и подробно. «Имеют младыя отроки всегда начальствующих
своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно
как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь
какову они ныне оным показуют, со временем и им такая ж показана будет. Когда
при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в
которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в
том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или
хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем
оныя погрешили или что просмотрели... Еще же отрок да будет во всех своих
службах прилежен, и да служит с отою и радением. Ибо как кто служит, так ему и
платят. По тому и счастие себе получает».
Любопытно, что религиозные
качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число
важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на
улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел
провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел.
Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко
бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».
В книге дано много
наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя
вести на свадьбе или на ассамблее с танцами; куда можно, а куда не следует
ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами;
как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.
От юношей не требовали
ничего сверхъестественного, обычные советы по поведению более-менее
воспитанного человека. Обращает на себя внимание другое – образный, сочный,
доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое
и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами,
буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой
молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось
немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как
«Юности честное зерцало», больше не было.