Зачем толочь воду в ступе? Поверья наших предков - 28 Июля 2010 - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » 2010 » Июль » 28 » Зачем толочь воду в ступе? Поверья наших предков
21:56
Зачем толочь воду в ступе? Поверья наших предков
О ступе разговор может быть долгим. Например, с санксрита это слово переводится как «макушка, куча камней, земляной холм», в буддизме ступы известны как культовые сооружения, символизирующие просветленный ум Будды и выступающие хранилищами реликвий. Среди них имеются полусферические или башнеобразные, колоколообразные и бутылеобразные. Чтобы говорить подробнее, нужен отдельный рассказ.

В японской культуре в древние времена на 15 сентября приходился праздник любования луной (цукими мацури). Считалось, именно тогда она самая яркая в году, и лунный заяц толчет в ступе листья произрастающего там же лавра, готовит из них лекарства, а потому роса в ночь на 15 сентября считалась целебной.

Но, переходя к теме славянской традиции, можно отметить любопытный факт: символами богини Макошь тоже были ступа, гора, верх, маковка – любопытный переклик с санскритом, не правда ли? А домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины, под ней «морили» лихорадку.

Ступа воспринималась в качестве олицетворения женского лона (а пест, соответственно – мужского фаллоса). И не зря говорили в народе: жена – ступа дома, или – у тещи для зятя и ступа доит (т. е. доится). Правда, о слишком резвых выражались по-иному: бойкую бабу и в ступе пестом не изловишь; лукавую бабу и в ступе не истолчешь.

Впрочем, о мужчинах тоже высказывались: вертляв: в него и в ступе пестом не угодишь. Но ведь и в Притчах Соломоновых сказано, правда, без гендерного акцента: «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его». А еще наши предки шутливо отзывались о неуклюжести да болтливости: люди ступают – никто их не слышит; а мы как в ступе: что ни ступим, то стукнем.

Ступа часто использовалась в обрядовых действах. Например, одна из святочных игр предполагала процедуру «венчания» вокруг ступы, которая выступала аналогом аналоя. Но особенно примечательными были свадебные ритуалы, в разных местах отличающиеся, но в главном – схожие, подчеркивающие, что ступа и пест являются выражением женского и мужского начала. Кое-где их даже рядили в соответствующие одежды: ее – в женскую, его – в мужскую (уж как на пест натягивали штаны – ума не приложу).

Еще на стадии сватовства ступа играла важную роль. Об этом свидетельствует, в частности, обычай отыскивания ее свахой в сенях дома невесты и троекратное оборачивание вокруг себя с присловьем: «Как не упрямится ступа , так бы не упрямилась и невеста». А бывало, что провожая сваху из женихова дома, его родня катила за ней домашнюю ступу, дабы обеспечить благополучное решение всех вопросов касательно свадьбы в невестинском семействе.

Существовал обычай «венчать» родителей новобрачных в последний день свадьбы вокруг ступы, наполненной водою. В ходе венчания по сосуду били пестом так, чтобы вода выплескивалась и обливала присутствовавших. В белорусском фольклоре сохранилась свадебная прибаутка в последний день свадьбы о том, откуда берутся дети:

З неба упау,
Да у ступу папау,
А с ступы вылез
И вот якой вырас.

А толочь воду в ступе заставляли новобрачную: где-то по приезде свадебного поезда жениха к ней в дом, где-то – в первый понедельник после свадьбы. Заниматься этим ей приходилось до тех пор, пока не выплещется вся вода. Таким образом тестировался характер молодухи на предмет терпеливости и незлобивости. Вызывал этот процесс у всех присутствовавших шумное веселье, подтрунивание да подшучивание над невестой. Ну, на то она и свадьба, чтоб весело было.

* * *

Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельнички да кофемолки. Как говорится, прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все же стоит, да?
Просмотров: 790 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2024