Сито и решето фигурируют во многих народных присловьях. Кроме «носить
воду в решете» и "чудес в решете", смысл которых
сейчас сильно изменился, опытность человека аттестовали как то, что он
«прошел сквозь сито и решето»; об отношении к вещам говорили: «новое
ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется» и т.д.
Да и у многих народов мира сохранились предания на тему решета. Так, в
Древнем Риме якобы весталка Туккия, будучи обвиненной в нарушении
целомудрия, сумела опровергнуть навет, набрав воду в решето и пронеся,
не пролив ни капли. Аналогичный метод использовался в Индии. А еще в
северной и центральной части этой страны решето выполняет роль
шаманского бубна: в него закладывают рис, а потом встряхивают.
В славянском фольклоре тоже нередко обыгрывается сюжет с решетом!
Например, в одной русской чертям вздумалось потребовать у солдата задать
им работу; а он, не будь дураком, отправил их… совершенно верно –
носить воду в городские бани. Вот уж пришлось им попотеть, бегая с
решетом…
Но чаще всего подобное задание связано с несчастными падчерицами.
Например, одна из героинь была выгнана из дома злой мачехой и нанялась
батрачить у Бабы Яги, та приказала истопить баню, натаскав воды… ну,
понятно чем. Но трудолюбивую девочку выручила сорока, подсказавшая
замазать дно глиной.
В другой сказке, белорусской, бедолаге по приказу мачехи пришлось мыться
в бане с чертом, и смышленая девушка отправила его за водой с решетом:
«Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу – пакуль прибяжиць, толькi
каплець». В польском фольклоре падчерицу заставили прясть ночью, что
привело к встрече с дьяволом, и она тоже наладила незваного гостя
принести воды в решете.
Украинцы заодно с белорусами распевали:
«Братичек, милый мой,
Горить на горы дом твой,
Стали го хлопчыки гасити,
Рэшатами водыцю носити,
Стильки у хлопчыках правдыци,
Скильки у рэшатах водыци,
Стильки хлопчыкам боличок,
Скильки у рэшатах дирочёк».
Но бывали случаи, когда воду решетом носили или проливали сквозь решето
совершенно серьезно. Такие действия были связаны с ритуалами. На
полесских свадьбах лили ее на землю, «чтобы все велося, родилося». На то
еще на утро молодуху пошлют принести водицы в сетчатой упаковке, –
шутка шуткой, но и спорость ее таким образом проверялась.
Вятичи считали, что если пролить воду в решето, то можно избавиться от
тоски: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы Божьей
(имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась». Во многих местах ее
лили, чтобы вызвать дождь, а кое-где переворачивали решето, чтобы его
остановить. Был и другой прием справиться с засухой. В Брестской области
для этого нужно было вдове набрать в канаве или луже воды и отнести в
реку. Дно решета в этом случае замазывалось глиной, а позднее –
выстилалось клеенкой.
Дырявая посудина наделялась целебными свойствами. Славяне верили, что
если беременная женщина трижды напьется воды, пролитой через решето, это
может избавить ее от угрозы выкидыша. Ею поливали и поили детей,
домашний скот. Существовал и такой обычай: если дитя сильно заболеет, то
нужно посадить кошку на окно, прикрыв сверху перевернутым решетом. Если
же случалась эпидемия, то «решетовой» водой и улицу поливали.
|