Великий пост: как проводили его наши предки? - 8 Марта 2011 - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » 2011 » Март » 8 » Великий пост: как проводили его наши предки?
22:16
Великий пост: как проводили его наши предки?

Пришло время Великого поста. В этом году он проводится с 7 марта по 23 апреля.

Как проживали этот важнейший период религиозной жизни наши предки? О чем думали, что чувствовали, о чем скорбели, чему радовались, как питались?

Для многих из нас понимание Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый период. Кто-то считает, что в это время надо голодать, кто-то – что пора садиться на диету.

Но смысл Великого поста – очищение своего духа, приведение в порядок своей духовной жизни, помыслов, уход от суеты в переживания духовного подвига Христа.

У верующего человека Великий пост вызывает особое душевное состояние, особое настроение. Если бы их спросили, что они чувствуют в это время, они, наверно, сказали бы о том, что душу свою готовят к светлому дню Пасхи, ведь Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и заканчивается Субботой Страстной седмицы.

Подготавливая себя (свой дух и свое тело) к светлому дню Воскрешения Христа, наши предки точно знали, что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, ругаться, надо прощать своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго. Ходить в церковь, молиться.

Если говорить о бытовой стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались.

Первым днем Великого поста является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли, чистили, закупали «постные» продукты.

В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом было выложить на прилавок скоромную пищу.

Люди в те времена жили особыми религиозными циклами. Сегодня мы утратили эту культуру.

Что же входило в «постное меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило «голодания». Только великие сподвижники Церкви могли подвизаться на такие подвиги.

«Постные рынки» были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола: сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, баранки всех видов, ягоды: клюква, морошка, черника, соленые огурцы, морковь, лук, репа, свекла, всевозможные соленья, даже соленые арбузы.

Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например, с сушеным черносливом.

Казалось бы, простые, повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств – засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.

На Благовещенье, если только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Веpбное воскресенье на «постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с осетриной, семгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с печенкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным) можно было есть икру, но не рыбу.

Хозяйки того времени знали массу рецептов традиционной в Великий пост еды.

Важным продуктом были различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.

Кроме киселей и компотов, русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую возможность. Предлагались разные сорта кваса – квас хлебный, квас кислощейный, квас солодовый, квас бражный, квас с имбирем...

Также большим спросом пользовался мед: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье, разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники.

Масло, на котором все готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов: подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое.

Как мы видим, «постный рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.

Однако это было не главное. Сама по себе «постная еда» была дополнением к частому во время Поста пребыванию верующих в церкви, к стоянию на службах. Как постоянная молитва о прощении, обращенная к Богу. В дни Великого Поста нужно было скорбеть духом и просить у Бога очищения.

Страстная неделя – самое эмоционально напряженное по переживаниям верующих время Великого поста.

В Великую Субботу начинали святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах лежали венки из розочек.

И вот, когда душа верующих уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа, наступала Пасха!

Главными атрибутами Пасхи стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху выпекались еще «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли быть сахарные.

Но главным при этом было всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие света, льющегося с небес.

Просмотров: 2100 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017