Как из скромного поручика
стать известным художником? Судьба В.Л. Боровиковского
Картины Владимира Лукича
Боровиковского видели все, если не подлинники в музеях, то репродукции в
школьных учебниках. Искусствоведы найдут и в них недостатки, но неискушенным
зрителям они неизменно нравятся своей лиричностью и тщательной проработкой
деталей, изящной манерой письма и особым колоритом. Детство будущего живописца,
родившегося в 1757 году, прошло в Миргороде, что привольно раскинулся на берегу
Хорола. Миргородский период его жизни и то, как Боровиковский оказался в
Петербурге, описано в опубликованной на ШЖ статье Юрия Москаленко. В Миргороде
Боровиковский не только постигал основы иконописи, но и успел послужить в
армии, выйдя в отставку поручиком. Наличие офицерского чина впоследствии
заметно облегчало ему общение с чопорными петербуржцами.
В Петербурге Боровиковскому
покровительствовал один из образованнейших людей того времени - архитектор,
поэт и музыкант Николай Александрович Львов. Сам хороший рисовальщик и гравер,
Львов оказал заметное влияние на становление молодого живописца, ввел его в
круг петербургский деятелей искусства. Благодаря ему Владимир Лукич
познакомился с Дмитрием Левицким, бывшим к тому времени признанным
портретистом. Боровиковский несомненно пользовался советами Левицкого, а в
своих ранних работах даже ему подражал. Но до начала 90-х годов основным
направлением творчества Боровиковского была иконопись, благо Львов помогал ему
получать выгодные заказы по участию в оформлении новых церквей, которых тогда
строилось немало.
В начале девяностых годов
Владимир Лукич написал тридцать семь икон для главного собора Борисоглебского
монастыря в Торжке, к сожалению, их местонахождение неизвестно. По
свидетельству современников, при их исполнении мастер отошел от традиционного
иконописного стиля и писал образа в манере, близкой к светской живописи.
Судьба Боровиковского
изменилась после знакомства с венским портретистом И.Б. Лампи, приехавшим в
Петербург в 1792 году. Учеба у признанного мастера, копирование его работ,
освоение технических приемов, характерных для европейской живописи, помогли
Владимиру Лукичу быстро завоевать популярность у искушенной в портретной
живописи петербургской публики. Стоит отметить, что это было не просто общение
мастера и ученика, а искренняя дружба талантливых художников, которая творчески
обогащала обоих.
Портрет императрицы
Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке
Во многом благодаря
протекции Лампи, бывшего почетным вольным общником Императорской Академии
художеств, Боровиковский в 1794 году получил звание «назначенного» в академики
(член-корреспондент по современному) за «Портрет императрицы Екатерины II на
прогулке в Царскосельском парке». Портрет не традиционен и крайне любопытен.
Похоже, что именно с этого портрета А.С. Пушкин писал образ «матушки Екатерины»
в повести «Капитанская дочка».
А осенью 1795 года, опять
же не без помощи Лампи, Владимиру Лукичу было присвоено звание академика живописи
за портрет великого князя Константина Павловича. С этого времени портретная
живопись окончательно заняла главное место в его творчестве.
Портрет Г.Р. Державина
Благодаря Боровиковскому мы
можем любоваться не только портретами членов императорской фамилии и высших
сановников России, но и увидеть многих представителей литературы и искусства.
Им написаны прекрасные портреты В.В. Капниста, Н.А. Львова, Г.Р. Державина, с
которыми он долгие годы находился в приятельских отношениях. Любопытен портрет
Державина, выполненный в парадной манере. Перед нами и поэт, и крупный
государственный чиновник. Портретируемый изображен при орденах, в мундире
сенатора, но перед ним на столе рукописи стихов, в том числе знаменитой оды
«Бог», переведенной на многие европейские языки.
Портрет торжковской
крестьянки Христиньи
Интересно, что
Боровиковский одним из первых среди русских художников стал писать простых
людей. Всмотритесь в портрет Христиньи, которую художник увидел в имении
Львовых. Сколько в ней доброты и обаяния, как грациозно она носит праздничный
крестьянский убор.
Но основной успех у публики
снискали женские портреты Боровиковского. В 1797 им был написан «Портрет М.И.
Лопухиной», ставший одним из известнейших женских образов русского искусства.
Мария Ивановна Лопухина - представительница древнего рода Толстых, давшего
России много государственных деятелей. Её братом был скандально известный
дуэлянт Федор Толстой, прозванный Американцем. На портрете Марии 18 лет;
природой ей было отпущено еще всего 6 лет жизни, но гениальная кисть художника
сохранила её женственность и красоту, непосредственность и жизнерадостность на
века.
Портрет М.И. Лопухиной
Боровиковский любил писать
молодых дворянок на фоне природы, которая становилась важнейшим элементом
портретов, позволяя мастеру создавать неповторимые по обаянию образы.
Художник создавал портреты
в период правления трех российских императоров: Екатерины II, Павла I и
Александра I. У некоторых представленных на его полотнах сановников очень
интересная судьба. В этом отношении любопытен «Портрет князя А.Б. Куракина»,
написанный в 1802 году. В детстве Александр Куракин воспитывался вместе с
великим князем Павлом Петровичем, к которому сохранил на все жизнь теплые
отношения. Он получил прекрасное образование в России и за границей, учился в
Лейденском университете. Быстро выдвинулся на государственной службе, получив
престижную должность обер-прокурора Сената. Но из-за дружеских отношений
Куракина с наследником престола императрица относилась к нему предвзято и нашла
повод отправить его в отставку.
Когда Павел стал
императором, он вернул друга детства ко двору, назначив вице-канцлером и
наградив высшими российскими орденами. Но у Павла I, как известно, от любви до
негодования всегда был один шаг. И в 1798 году Куракин снова был отправлен в
отставку. Затем опять вернулся в столицу и занял прежнюю должность. При
Александре I он уже не имел такого веса при дворе, но император ему доверял и
поручал выполнять отдельные дипломатические поручения. А вот вдовствующая
императрица Мария Федоровна сохранила к Куракину теплые чувства и даже
распорядилась установить после его смерти на могиле памятник с надписью: «Другу
супруга моего».
Портрет Михаила Десницкого
К старости Боровиковский
снова стал тяготеть к религиозной живописи. Им было написано несколько
прекрасных портретов деятелей Русской православной церкви. Мастер много работал
над оформлением интерьера Казанского собора в Петербурге, выполнив шесть
образов для Царских врат и четыре образа для иконостасов. В 1819 году Владимир
Лукич вступил в религиозный кружок «Союза братства», для которого написал ряд
религиозных композиций и портретов членов кружка.
Жизнь прекрасного художника
Владимира Лукича Боровиковского оборвалась 4 апреля 1825 года. Похоронили его
на Смоленском кладбище. Но живут созданные им портреты, помогая лучше узнать и
понять то великое и трагическое время, когда творил мастер. Владимир РОГОЗА
|