Какие ритуалы и обряды проводились на Руси в период подготовки к свадьбе?
На Руси обряды проведения свадеб сложились в древности. Со
временем в них вносились различные изменения, но остатки языческих ритуалов
сохранились и благополучно дожили до наших дней. В крестьянских свадьбах, в
зависимости от региона, где они проводились, существовало больше особенностей и
разнообразия ритуальных действий. В княжеских, боярских и купеческих свадьбах
было больше единообразия, так как с XVI века они проводились в соответствии с
«Домостроем», подробно регламентировавшем весь ход свадебного обряда, которому
был посвящен специальный раздел «Свадебный чин». Подобным образом проводились и
царские свадьбы, главным отличием было то, что предварительно проводился выбор
невесты и она заранее переезжала во дворец, где ей отводились специальные покои
и штат обслуживающего персонала.
Традиционно обрядовые действия по созданию новой семьи
начинались со сватовства или свадебного сговора. Они проводились по
отдельности, но могли и объединяться, тогда элементы сватовства включались в
проведение свадебного сговора. Как правило, свадебный сговор с элементами
сватовства был характерен для богатых свадеб, когда предварительная
договоренность уже имелась и её только следовало ритуально оформить.
Порядок проведения свадебного сговора был подробно изложен в
«Домострое»: «Когда происходит сговор, жених в нарядной одежде приедет со
своими родственниками к тестю во двор, а с ним должен быть отец или старший
брат, и этот первым входит – один, а все остальные – после. Встреча же
происходит у коня или на крыльце или в сенях, и встречает тесть, а затем
садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом – на лавке, а все здешние – на
скамье. И когда тесть поднесет лучшие вина в кубках, станет говорить тот, кто
приехал с женихом, отец или старший брат, тестя назвав по обычаю полным,
именем: «Время нам начать говорить дело, зачем съехались». И тесть велит
священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру,
Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. После благословения крестом станут
и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько
за договор и чего приданого, а как подпишут и закончат записи, скажет
священник: «О тебе радуется...». И, закрепив всё подписью, все берут по чаше
меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются».
Присутствие священника на сговоре было желательно, чтобы
подтвердить, что со стороны церкви препятствий к обручению и венчанию нет.
Когда основные «формальности» соблюдены, следовал обмен небольшими подарками и
представление жениха матери невесты. Любопытно, что эту часть ритуала
«Домострой» по различному трактует для богатых и простых семей. При знакомстве
жениха с будущей тещей в княжеской или боярской семье «невесты тут не должно
быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут; стоят они подле матерей, но
не целуются и быстро удаляются». По традиции сговор завершает застолье, «пируют
все с удовольствием, но большого стола – не бывает».
На следующий день к будущим родственникам приезжает мать
жениха и «смотрит невесту». Если изъянов не обнаружено, семьи начинают
готовиться к свадьбе, которая будет проводиться в доме родителей жениха.
Долгое время венчанию и свадьбе предшествовало обручение,
проводившееся за несколько дней и даже недель до основного обряда. После него
составлялся специальный договор – «заряд», предусматривающий выплату неустойки,
если одна из сторон обручение расторгнет. Ко времени составления «Домостроя»
сложился порядок, когда обручение чаще всего стали проводить в день венчания в
доме у невесты. В этом случае «заряд» не составлялся, окончательно же он был
отменен Петром I. Во второй четверти XVIII века Святейший Синод принял решения
об одновременном проведении обручения и венчания в церкви. Кстати, этот порядок
действует и в наши дни.
Перед свадьбой обе стороны составляли и согласовывали
подробную роспись всех свадебных чинов и приглашенных со своей стороны. На
крестьянских свадьбах это делалось устно. Обязательно согласовывался и порядок
проведения свадебного обряда. Если дружка, на которого возлагалось ведение
свадьбы, назначался только от одной из сторон (как правило, от семьи жениха),
то от другой стороны ему в помощь назначали полудружье.
До свадьбы могли проводиться мальчишники и девичники,
символизировавшие прощание с холостой жизнью. Они не считались обязательной
частью свадебного ритуала, поэтому порядок их проведения было менее
регламентирован и больше опирался на местные традиции.
Зато перевоз приданого и постели от невесты в дом жениха
всегда был элементом свадебного ритуала. Существовало два варианта передачи
приданого. В первом случае числяне (приданики) со стороны жениха принимали
приданое (в богатых семьях по описи) в доме невесты и в сопровождении свахи или
приданиц везли его в дом жениха. Утром перед свадьбой приданое вывешивалось и
выкладывалось в помещении, где будет проводиться основное застолье или в
специальной комнате. До того, как оно не будет официально продемонстрировано
родителям жениха и гостям, при нем оставались представители обеих сторон,
обычно, приданики и приданицы. В ряде случаев приданое везли только
представители невесты, передававшие его приданикам уже в доме жениха.
С большей торжественностью обставлялся перевоз в дом жениха
постельных принадлежностей и оборудование свадебного ложа. Постель из дома
невесты мог сопровождать дружка, отвечавший кроме всего и за береженее молодых
от порчи. Со стороны невесты за постель отвечала одна или несколько специально
назначенных женщин – постельниц. Свадебное ложе по традиции оборудовали в
нежилом помещении, это могли быть клеть, подклеть, летник и даже примыкающий к
дому амбар. В крестьянских семьях брачное ложе всегда устраивалось в доме
жениха. «Домострой» же рекомендовал проводить первую брачную ночь в доме
невесты, так как именно тесть отвечает за непорочность дочери. Но эти
рекомендации соблюдали не часто.
В доме жениха постель встречали с иконой, кропили святой
водой и торжественно несли в отведенное помещение. Порядок устройства
свадебного ложа был различным, но оно должно было подчеркнуть будущее богатство
и плодовитость. В богатых семьях его могли оборудовать непосредственно на
снопах (их брали три по девять) или мешках с пшеницей, покрытых одним или
несколькими коврами. Обязательно в каком-то виде использовались шкурки пушных
зверей. Количество перин не регламентировалось, их могло быть две-три, как и
одеял. Под перины мог укладываться матрац, набитый ароматными, но не очень
пахучими, травами. Подушек обычно было две, но они могли быть по размеру больше
обычных.
В «Домострое» подробно описывалось не только оформление
брачного ложа, но и всей комнаты. «В головах же поставят образ, а по четырем
углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупичатому, да поставец, а на
нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да
чарку одну же, чтобы была она гладкая и без выступов, или братину круглую без
носка. Да тут же накрыть и стол, застелив фатою, там, где быть в головах свечам
и караваям, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет
на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна для колпака
или шапки, а другая для кики. А в ногах постели накрыть стол, на котором платью
лежать да в одном углу закрыть занавеской, а за ней пуховик на ковре да изголовье,
большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же
приготовить и два халата, мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две
шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют,
затем и сами выйдут, а сенцы запрут и запечатают оба дружки двери своими
печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих».
В крестьянских семьях оборудование комнаты для первой
брачной ночи было значительно скромнее, но снопы или мешки с зерном должны были
быть в ней обязательно. Продукты и питье, как правило, приносились перед
приходом молодых непосредственно со свадебного стола, но могли быть специально
приготовленными.
Обычно, сразу после привоза брачной постели, жених во главе
поезда из родственников, друзей и почетных гостей отправлялся за невестой. С
этого начинались основные ритуалы свадебного торжества...