В июле 1918г., сразу после
расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом
офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище августейших особ.
Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми
концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика -
"оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра
Федоровна.
Именно за эти знаки
невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её
"фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианскихиндийских традициях - оставлять свастику там,
откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы
сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой",
предчувствуя конец праздника жизни...
Споры о происхождении
свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех
континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства (рис.3). Сегодня
считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев -
индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях
хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На
Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта,
имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.
Что же означала свастика?
Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с алтарём - местом
слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой
и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика"
произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие
под Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса",
"диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В
Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.
В мире о свастике написаны
тома, и лишь российские авторы о ней умалчивают. А ведь это наша история!
Напомним, что прародина ариев находилась в дакко-сарматских областях восточной
Европы (там, где сегодня расположены Молдавия, Белоруссия, западная часть России)
и потом, под натиском неблагоприятного климата, они перекочевали к Уралу. Их
символы и традиции передались позднее обосновавшимся здесь скифо-сарматам и
славянам-русичам.
На Руси крест с изгибами
имел даже русское название - "коловрат". Подобно термину
"суасти", его корни переводятся как "Солнце" и
"вращение", или "солнцеворот".
Изображения свастик в виде
орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные
стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники
домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве,
Чернигове, Новгороде, Вологде.
К примеру, купол древнего
коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен мозаичной фигурой
вращающегося Солнца с расходящимися от него спирально-изогнутыми лучами и
точками планет по периферии небосвода.
Завораживает воображение и
древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная ещё при
Ярославе Мудром в виде череды лево- и правовра-щательных свастик-коловратов и
прямых крестов (рис.4). О том, какое реальное значение могут иметь эти символы,
мы поговорим позднее.
Одна из интересных загадок,
связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом коломенском храме Вознесения
Господня. Здесь в марте 1917
г. (то есть в дни отречения Николая II) найдена икона
"державной Богоматери" со свастикой в венце, скипетром и державой в
руках (рис.5). На иконе Богоматерь как бы берёт на себя заботы отрёкшегося царя
о благоденствии Российской державы.
Итак, людям давно известен
знак свастики как символа вращающегося Солнца. Но что эта связь получит научное
подтверждение, казалось невероятным...
ОТ ПОСУДЫ ДО МОНЕТ
Свастика - это графическое
изображение, состоящее из четырех элементов - крест с загнутыми в одну сторону
концами. Правда, ее можно интерпретировать и по-иному - изображение четырех
углов, соединенных в одной точке. Иногда углы изображались закругленными,
иногда прямыми или тупыми. В переводе с санскрита «свастика»; означает
«благополучие, связанное с благом».
Древнейшее изображение
этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была
нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых,
скорее всего, было ритуальным.
Эта керамика, возраст
которой ученые определяют в 5450 - 5600 лет, принадлежала знаменитой
трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся
в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Хотя некоторые археологи считают, что эта
прекраснейшая глиняная посуда на тысячу лет старше, то есть относится к середине
V тысячелетия до новой эры. Как бы там ни было, но до строительства египетских
пирамид, до появления глиняных дощечек с первыми шумерскими письменами должны
еще пройти тысячелетия.
В начале III тысячелетия до
н.э. трипольцев, прародителей великой индоевропейской семьи народов, стали
теснить пришедшие с востока первые цивилизованные жители Великой степи -
представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского
полуострова и в юго-западные области Малой Азии.Здесь они положили начало
крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта
- государства хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была еще
жива и понятна народам даже в пятом веке до н.э., свидетельствуют критские
монеты с вычеканенным на них изображением Минотавра, человека-быка, и
неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот
период использовали свастику в качестве орнамента, но, не понимая смысла этого
символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков
свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам.
СВАСТИКА НА РУССКОЙ РАВНИНЕ
Во II тысячелетии до н.э.
скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского
нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной
и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславянских народов
их представления о мироустройстве. Свастика широко использовалась вплоть до IX
века н.э. в степях к западу от Волги. Скифская свастика была представлена как в
виде украшений сбруи коней, так и в виде амулетов. В XIII -VII веках до н.э.
украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в
IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на личные амулеты.
В раннее же скифское время свастика вместе с праславянскими народами
распространилась до берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана.
Впрочем, в те далекие времена Северный океан еще не был ледовитым.
В предпоследний раз на
Русской равнине свастика фигурирует на амулетах и ювелирных изделиях булгар в
XI - XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье
полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Черного моря
переместилась на западное, ближе к Балканам, другая поднялась по Волге до Камы,
где в Средневековье образовала небольшое государство Волжских Булгар.
ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК
Вместе с другой ветвью
индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в
юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины
Инда, свастика попала в культуры восточных народов.
Она была распространена на
расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье
Персидского залива - III тысячелетие до н.э.) - на мисках, где она размещалась
в самом центре композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика
использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично
располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим
землю.
Несколько позже свастику
стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство
которых находилось на западном берегу Персидского залива.
С этой же волной
индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в
культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего
времени, но приобрела мистический смысл. В самой общей трактовке свастика
считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота
сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда
называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма
после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где
основатели буддизма оставили свои вехи.
Позже свастика проникает в
Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в
Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал ее своим
символом.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
В конце девятнадцатого века
Елена Блаватская, влюбленная в мистическую философию Востока, вернула свастику
в европейскую культуру, придав ей смысл «вечного возвращения к жизни». Позже, в
1908 году, австрийский мистик фон Лист обнаружил мотивы свастики в магических
орнаментах древних германцев, также являющихся частью индоевропейских племен,
мигрировавших, по-видимому, с западного Предуралья под давлением
скифо-сарматского нашествия.
Этот ничего не значащий сам
по себе факт дал ему повод ошибочно противопоставить свастику «семитскому»
кресту.
Свастика была не чужда и
российскому императорскому дому. По-видимому, ее появление в Санкт-Петербурге в
начале века связано с именем императрицы Александры Федоровны. глубоко
интересовавшейся ламаизмом Тибета. Существует предание, что перед казнью в
Екатеринбурге в 1918 году императрица начертала на стене комнаты, где была
расстреляна вся царская семья, свастику и что-то написала. Но это изображение
палачи уничтожили.
В новейшее время после
Февральской революции в России в 1917 году Временным правительством были выпущены
бумажные деньги со свастикой. Первые денежные знаки Советского государства
также были орнаментированы этим символом.
С подачи фон Листа древний
символ вечного вращения мира, его постоянного обновления, возвращения к жизни в
начале 30-х годов нашего столетия попал на знамена германских нацистов. Вместе
с ними свастика появилась на Русской равнине, на своей древнейшей родине, где,
как исключительно германский фетиш, и была похоронена.
СВАСТИКА НА НЕБОСВОДЕ
Как же возникла свастика,
какой изначальный смысл имел этот символ?
Для ответа на эти вопросы
вернемся к рубежу пятого - четвертого тысячелетия дон.э., к моменту ее
возникновения. Племена трипольской культуры в разное время занимали территорию
от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры,
трипольцы имели собственный взгляд на устройство мира, стройную систему
религиозных верований. В дальнейшем миропонимание трипольцев легло в основу
религиозно-мировоззренческих представлений древнейших мировых цивилизаций. Это
был умный и очень любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий
счет и владеющий, видимо, письменностью. Свои воззрения на устройство мира, на
влияние космоса на земную жизнь три-польцы отражали в великолепных многоцветных
росписях культовой и бытовой керамической утвари.
В момент появления свастики
северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды a (альфа)
созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих
пирамид, северный полюс совпадет с этой звездой. Еще через пару тысячелетий она
получит арабское название Тубан, что означает «дракон».
Вокруг небесного полюса
совершается как суточное вращение небосвода,так и годовое. Суточное вращение
человек полностью увидеть не может, поскольку днем звезды незаметны. А вот
годовое при достаточном терпении испособности делать простейшие графические
эскизы заметить можно. Древние трипольские жрецы обладали этими качествами. Они
выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в
одно и то же время суток четыре раза за год: осенью, зимой, весной и летом.
В интересующее нас время
северный небесный полюс, как мы знаем, находился вблизи звезды Тубан.
Направление на полюс задается линией, проведенной через звезды g (гамма) и h
(эта) созвездия Малой Медведицы. Теперь зарисуем положение Малой Медведицы
ровно в 10 часов вечера в один из дней октября, января,апреля и июля. Соединим
плавными линиями, проходящими через центр вращения - небесный полюс - часть
звезд малого ковша и рукоятки. В результате получим хорошо знакомый символ —
свастику, - означающий годовой цикл изменения времен года. К сожалению, в XX
веке этот древнейший символ приобрел негативный смысл. Его связывают с
нацистами. Именно поэтому летом 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной
войны, по специальному приказу НКВД уполномоченные на местах изымали в
российской глубинке одежду, домашнюю утварь с орнаментом в виде свастики. И не
скоро придет время, когда мы сможем вернуть свастике то значение, которое
придавали ему наши предки, - благополучие.