Широко распространено
мнение, что Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) перенеслась на новогодние
празднества из известной пьесы А.Н. Островского. Это не совсем справедливо,
поскольку задолго до этого она была героиней народных сказок, в которых то
таяла с наступлением тепла, то была выручаема лесными зверями, провожавшими до
дома заблудившуюся девочку. А драматург, увлекавшийся фольклором, был хорошо
знаком с изысканиями А.Н. Афанасьева, считавшего, что Снегурочка олицетворяет
духов туч и облаков:
«В зимнюю пору, когда
облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит
на землю в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною
белизною... с приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, удаляясь
с земли на небо, носится там с другими легкокрылыми нимфами».
В старинных сказаниях
Снегурочка предстает в белоснежной одежде и восьмилучевом венце, шитом серебром
и жемчугом. Это наводит на мысль о родственности образа с богиней Макошью. Но
есть и другие версии о происхождении бледнолицей красавицы. По одной из них,
Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на
проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке.
Кострома считалась, с одной
стороны, аграрной богиней, своей смертью обеспечивавшей богатый урожай, с
другой – воспринималась как заложный покойник, т.е. умерший не естественной
смертью. В одной из обрядовых песен, например, кончина Костромы описывается
так:
Как Костромин-то отец стал
гостей собирать,
Большой пир затевать.
Кострома пошла плясать.
Костромушка расплясалась,
Костромушка разыгралась.
Вина с маком нализалась.
Вдруг Костромка повалилась.
Костромушка померла.
Кстати, именно под
Костромой в Щелыковском имении Александр Николаевич Островский и написал свою
«Весеннюю сказку», назвав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. По одной из
современных реконструкций, Кострома – предшественница Снегурочки – была дочерью
Купальницы и Семаргла, а братом ей приходился Купала. Однажды в детстве
Кострома и Купала, нарушив материнский запрет, отправились слушать песни птицы
Сирин, и в результате Купала был унесен за тридевять земель.
Подросшая Кострома стала
девицей неземной красоты. Однажды, гуляя на речном берегу, она сплела венок и
стала похваляться, что ветер не сорвет его с головы, но тут же лишилась своего
цветочного убора, который оказался в воде и был подобран прекрасным юношей,
проплывавшим мимо в ладье.
По старинному обычаю, в
этом случае молодец был обязан жениться на той, что сплела венок. Лишь после
свадьбы боги сообщили молодоженам, что они являются братом и сестрой. Чтобы
смыть позор, Кострома бросилась в лесное озеро, став русалкой, а Купала кинулся
в костер. В память о случившемся небожители вернули к жизни несчастных
влюбленных в образе цветка, который прежде звался Кострома-да-Купала, а затем
был переименован в Ивана-да-Марью.
По другой сказке девочка
Снежевиночка появилась из снежного комочка, который слепил один старик, а потом
положил на печку под шубу. Увы, эта история тоже печальна, поскольку героиня,
отправившись в лес по ягоды с подружками, набрала их больше всех и была убита
завистницами. На могилке ее вырос камыш, из которого кто-то из прохожих сделал
дудочку, поведавшую о трагедии. Тогда дед с бабкой выкупили дудочку, разломали
ее, и вновь обрели Снежевиночку, вышедшую из камышинки целой и невредимой.
Снежная девочка появилась
на новогодних праздниках в качестве внучки Деда Мороза – лишь в конце XIX века
и задумана была отечественными педагогами. Их идея оказалась благотворной, и
сегодня уже трудно представить себе праздник без Снегурочки, не так ли?