Каких только характеристик
не давали русскому народу: он-де и ленивец, и пьяница, и воришка, отсталый и
дремучий. Обидно, но что поделаешь - такие мифы сложились
Как оценивали иноземцы
русских воинов и купцов? По всем сведениям, очень высоко!
И скандинавы, и мусульмане,
бывавшие на Руси, высоко отзывались как раз о тех качествах русских, которых,
по их мнению, самим скандинавам порой сильно недостает. Во всех эпических
сказаниях скальдов русские выступают людьми очень честными и надежными, которым
можно верить на слово, доверять большие суммы и которые умеют вести дела с
размахом, принимая во внимание интересы всех участников сделки.
В 1187 году император
Священной Римской империи германской нации Фридрих I даровал равные права на
торговлю в Любеке голландцам и русским. Тем самым он предпочел русских
корпорациям немецких купцов из других городов, фламандцам и датчанам. Почему? А
потому, что «русским можно верить за их отменную честность и справедливость».
Видимо, честность и справедливость купцов из Дании и Фландрии император считал
не столь «отменной».
Ганза монополизировала
торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык,
торговать с русскими, а самое главное - давать русским ссуды деньгами или
товаром. Почему?! Оказывается, русские - очень надежные партнеры, они всегда
отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось
выгодным дельцем.
ЧАЕПИТИЕ В ТРАКТИРАХ - НЕ
ПЬЯНСТВО В КАБАКАХ
В XVII веке правительство
старалось помогать купцам. В случае госнужды купцы могли ссудить государству
или его отдельным сановникам совершенно фантастические суммы - тысячи и десятки
тысяч рублей. Дойная корова в середине XVII века стоила рубль, изба - два или
три рубля, так что эти тысячи рублей - деньги неправдоподобные, громадные.
Зато наши предки-купцы не
утруждали себя сложностями юридического оформления сделок. Они не имели
никакого представления о процедуре выпуска акций или о работе биржи. И знаете,
у них получалось! Частные договоры доверявших друг другу купцов оказывались
вполне достаточными для того, чтобы создать «обчество» и вполне благополучно им
руководить.
Дела вели и сделки заключали...
в трактирах.
Только не надо начинать
песни об «извечном русском пьянстве», мол, без стакана купцы договориться не
могли. В трактире ВООБЩЕ по большей части нашей истории спиртным не торговали.
Наливали в другом заведении, кое называлось кабак. Трактир же - место для еды и
неспешного ЧАЕпития.
Так что манера
договариваться «за чашкой чая» у русских и западных предпринимателей как раз
была одна. А разница в другом - в уровне взаимного доверия. Вот европейцы
как-то друг другу верят мало... Им нужны нотариат, письменное подтверждение
сделки, адвокат.
А русским купцам все это
сомнительное счастье казалось необязательно: они доверяют друг другу, проклятые
дикари.
ЭКОНОМИКА МУЖИКА ПОСОШКОВА
Иван Тихонович Посошков
происходил из оброчных крестьян села Покровское близ Москвы, которые работали в
мастерских Оружейной палаты государева двора. Иван был грамотен. За несколько
месяцев до кончины Петра I Посошков адресует ему рукопись своей книги «О
скудости и богатстве».
Сегодня многие убеждены,
что бизнес и мораль - явления совершенно несовместимые. «Бизнес вне морали», -
вот основной девиз всех российских «прихватизаторов» да, увы, и большинства
политиков.
Для Посошкова бизнес
основывается на нравственности... Купцы и ремесленники да будут соединены в
единую корпорацию, которую организует и которой управляет государство. Торговлю
надо регулировать, ограничивая ввоз иностранных товаров. Зачем ввозить то, что
можно производить в России? Он советовал Петру также развивать отечественную
крупную промышленность: сначала строить казенные заводы по переработке сырья, а
затем передавать их в частные руки со взысканием за них оброка. «Дабы люди
богатились, а царская казна множилась».
Россия должна торговать
готовыми изделиями, а не сырьем, считал Посошков. «Чем им лен да пенку
продавать, лутче нам продавать им готовые полотна парусные и канаты, и
камордки, и рубки...» Не надо кланяться Западу, не надо везти с Запада каждую
мелочь, надо делать самим. Когда у нас разовьется самостоятельное производство
товаров и механизмов, иностранцы сами к нам изменятся, станут «ласковее,
прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться».
Но книга до Петра не дошла.
В 1725 году Посошкова арестовали по «важной криминальной вине» и заключили в
Петропавловскую крепость.
КАК АМЕРИКА ПОКУПАЛА У
РОССИИ АЛЯСКУ
Далеко не все в США
понимали, насколько выгодно купить Аляску. В прессе ее называли и
«морозильником», и «моржеруссией». Конгресс Америки пришлось активно
уговаривать купить Аляску, а то господа законодатели очень этого первоначально
не хотели. Пришлось их убеждать... Оказалось, «лоббирование идеи продажи Аляски
в конгрессе обошлось в 165 000 долларов. Сегодня это называется откатом.
Российская империя продала
богатейшие земли, стоимость которых просто невозможно оценить, и получила за
это 7,2 миллиона долларов, отдав в виде «отката» 165 тысяч.
Интересно, но не отмечено
ни одного случая, чтобы в Российской империи получили «откат», присоединяя
территорию к империи. В этом безобразии виновен конгресс «светоча демократии»
США.
О СТРАННЫХ ЦАРЯХ
Русские дворяне, в том
числе и самые высокопоставленные, не могли быть «исконно» вороваты уже потому,
что берегли фамильную честь. Да, они не были бескорыстны, они работали на
результат, в том числе и на получение чинов, имений, пожалований, наград.
С точки зрения знаменитого
французского дипломата Талейрана, русские придворные были «странными». В том
числе и потому, что «не брали».
Впрочем, у нас и цари тоже
странные. Скажем, государственный бюджет Франции в 1720 году составлял 5
миллионов ливров.
Состояние же родственника
короля - герцога Орлеанского оценивалось в 114 миллионов ливров, а его долги -
в 74 миллиона ливров. Легендарные алмазные подвески, подаренные королем
супруге, стоили порядка 800 тысяч ливров.
Бюджет Российской империи в
1899 году достиг астрономической цифры: 1,5 миллиарда рублей. А стоимость
имущества царской семьи - по максимальному подсчету - 125 миллионов рублей.
Тоже не по-детски - 8%... Но с французами не сравнить.
Мораль: русские цари были
беднее возглавляемого ими государства. Хорошо известно, что во время первой
переписи 1897 года Николай II написал в графе «род занятий»: «Хозяин земли
русской». М-м-да... Сомнительно, Ваше Величество!
ПОЧЕМУ ДЕНИКИН УМЕР В
НИЩЕТЕ?
Наши герои 1917 года были
не фунт изюма: фанатики идеи, среди которых и кровожадные маньяки, и
беспощадные убийцы.
Но по крайней мере в одном
они оказались приличнее - взяток у врагов не брали да и, придя к власти,
поначалу собственное «государство диктатуры пролетариата» не обворовывали.
В Казань золотой запас
вывезли большевики во время февральского наступления немцев: боялись, что немцы
захватят Москву и Петроград.
Абсолютное большинство тех,
кто имел отношение к этим деньгам, не присвоили буквально ничего. Даже в
отчаянных условиях поражения, бегства, необходимости устраиваться за границей.
В бедности умер Деникин.
Иностранцы требовали допустить их к эксплуатации богатств России. Деникину не
раз предлагали проекты совершенно кабальных концессий. Чтобы подписал, совали
деньги и немалые. Брезгливый отказ Деникина английские дельцы отказывались
понять. Они же ничего дурного не имели в виду! Вот давеча в Западной Африке...
Итак, если мы такой
вороватый народ, кто мешал наживаться на Гражданской войне? И белым, и красным?
А ведь наживалась разве что кучка уголовников, не сыгравших в истории
совершенно никакой роли.
КОРРУПЦИЯ ПРИ БРЕЖНЕВЕ
Сколько было крику о
воровстве Брежнева! А что получилось в реальности? Ну было у него несколько
красивых автомобилей и ружей... Главе государства делали дорогие подарки. Причем
в общем-то не подкупали его таким способом. Выражали уважение в надежде на
некоторое ответное личное благорасположение, и только. Шум шумом, а
кончилось-то фарсом, когда наследники Леонида Ильича вернули «присвоенные»
Брежневым подарки. Не было у Брежнева ничего, кроме этих подарков.
После смерти Брежнева
возникло пресловутое «дело Николая Щелокова». Сам министр внутренних дел
Щелоков в 1984 году покончил с собой. Как выяснилось, он присвоил 560 тысяч
рублей (это $100 000 - 150 000 по тогдашнему курсу).
...Было и «Елисеевское
дело» о хищениях в Елисеевском гастрономе. Размер, правда, оказался скромнее -
десятки тысяч рублей, а больше так: баночки с икрой да шпротами, финская
колбаса, ветчина, дорогие конфеты. Да-а-а...
Кто без зазрения совести
разворовывает «сам себя»? В первую очередь тот, кто совершенно не связывает
себя ни с окружающим обществом, ни с государством, Временщик, видящий в России
не Родину, но колониальную плантацию. Зрящий свое будущее не здесь, а на Лазурном
Берегу или в престижном районе Лондона, готовящий своих детей к жизни не на
русском Черноземье, а где-нибудь в Итоне или закрытом швейцарском пансионе.
РУССКИЕ ГЕРОИ
Василий Ключевский
говаривал, что «Россия родилась на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке
Ивана Калиты». То, что родилось на Куликовом поле, на Западе частенько называют
проявлением все той же русской покорности властям, долготерпения и равнодушия к
своей судьбе. Что же произошло на излюбленном куликами поле 8 сентября 1380
года? Ранним утром этого исторического и страшного дня великий князь Дмитрий
Иванович снял с себя знаки княжеского отличия и велел надеть свои доспехи
боярину Михаилу Бренку. Бренок сражался во главе Великокняжеского полка под
великокняжеским знаменем. Он погиб, и какое-то время татары верили, что убили
самого великого князя.
А великий князь Дмитрий
Иванович надел одежду рядового воина и сражался в глубине своих войск, никак не
отмеченный и не выделенный. После сражения его нашли без сознания, тяжело
раненного, истекающего кровью. Князь разделил судьбу своего народа. Заложил
основы традиции, согласно которой судьба государя и командующего войском не
должна отличаться от судьбы любого другого человека. Монарх бьется в рядах
войска вместе со всеми. Может, вот он, стоит совсем рядом? Власть требовала
максимального самопожертвования, одновременно жертвуя и своими высшими
представителями! Дмитрий Иванович потому и получил моральное право требовать
героизма, что сам его проявлял. И он, и боярин Бренок...
* * *
Давно пора отринуть самую
мысль о каком-то чрезмерном отличии русских от остальных народов
«цивилизованного мира». Да, у нас есть определенные отличия от других...
А у кого их нет?
Мы, не побоюсь повториться,
естественная, логичная, закономерная часть христианской цивилизации.
Большая часть. Славная.
Уважайте нас. Бойтесь, если вам так нравится.
Мы - русские европейцы,
пытающиеся стать наконец достойными славы наших дедов.