Наш рукопашный бой… Часть 2 - Русское оружие, русские войны, армия и флот - ОЧЕРКИ О РОССИИ - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » ОЧЕРКИ О РОССИИ » Русское оружие, русские войны, армия и флот

Наш рукопашный бой… Часть 2

О народных традициях рукопашного боя

 

На Руси, а затем и в России рукопашный бой имел две разновидности – прикладную воинскую и народно-традиционную. Описание первой разновидности мы уже сделали. Рассмотрим вторую.

 

Древние источники говорят о наличии борьбы с практикой различных ударов и поединков с оружием. Так, кулачные и палочные бои проводились для увеселения. Народ собирался на открытом месте, которым могла быть торговая площадь, ровная поляна или лед замерзшего водоема. Из «охотников» составляли два враждебных лагеря и по сигналу бросались в бой. Чтобы ободрить участников, били в накры и бубны. В поздние времена бои проходили под звуки гармони. В групповых боях выработалось возрастное деление: подростки начинают бой, молодежь продолжает, а мужчины средних лет включаются последними. Победительницей выходила сторона, в которой оставалось больше бойцов, кто побьет больше народу. Индивидуальным победителем в групповой схватке был остающийся дольше других на месте сражения, кто стойко терпит удары и ловко побеждает противников.

Проводились и индивидуальные поединки. В них желающие помериться силами, начинали бой на виду у остальных и по заранее оговоренным правилам. По команде выбранного судьи они начинали схватку, в которой были применимы приемы борьбы, удары руками и ногами, подсечки. Иногда бой проводился на палках. В данном бою применялись приемы фехтования, удары палкой, захваты, подсечки и удушения.

 

В поединках удары наносились не только передними костяшками кулака, но также нижней его частью при ударе сверху и внутренней при боковом ударе. При этом перчатки использовались не для смягчения удара, а для защиты руки. Подбивы и зацепы ног существенно помогали в ведении поединка бойцу, ими владеющему. Особенно если бой проводился на льду. Выведение подбивами и зацепами противника из равновесия, делало последнего уязвимым для ударов. Если правила разрешали борьбу, то противники таскали друг друга за плечи, пояса, шею, старались повалить и придушить. Индивидуальные поединки проходили как по очень гуманным, так и очень жестоким правилам. Бой мог проходить только на кулаках до первой крови; мог с ударами ногами, но без подсечек и зацепов, а также захватов за одежду: «Бей по роже, да не замай одежи», такой бой проходил до момента, пока противника не сбивали с ног. Бой со всеми разрешенными действиями велся, пока один их противников не сдастся или не сможет вести бой по причине потери сознания.

 Стеночный бой проходил по другим правилам: в нем присутствовал элемент коллективной взаимопомощи, и часто индивидуально более сильные бойцы проигрывали более слабым, но хорошо организованным. В любой момент из забавы с отсутствием ударов в голову и запретом бить лежачего стеночный бой мог перерасти в яростную драку с использованием кистеней, коротких дубинок, зажатых в кулаке утяжелителей типа свинцовых пуль и железных стержней. Бойцы, не щепетильные в принципах, могли незаметно пустить в ход и нож. Население Древней Руси, а затем и России было массово вовлечено в подобные забавы. В этом была определенная польза. В случае военной опасности, которых всегда было множество, опыт стеночных боев был хорошей учебной практикой рукопашного сражения. Привлеченное в ополчение население можно было считать подготовленным. Эту особенность русского народа грамотно использовал А.В.Суворов, когда штыковой и рукопашный бой предпочитал всем другим видам сражений.

 

Иностранцы, посещавшие Россию и описывавшие традиции и нравы народа, упоминали кулачные бои. Сизигмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, оставил следующее описание: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается не месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем».

 

В народных былинах также присутствуют сюжеты кулачного боя. Существует цикл народных сказаний о татарине Темрюке, похвалявшемся перед царем Иваном, что одолеет любого русского бойца. Согласно былине его одолели двое братьев-калашников. Вероятнее всего сюжет этой былины использовал М. Ю. Лермонтов в «Песне о купце Калашникове».

 

Писатели более позднего времени тоже обращались к теме кулачного боя. Их описание оставили Набоков, Горький, Гиляровский и другие.

 

Кроме кулачных боев в древние времена существовал судебный поединок – «божий суд». На «божьем суде» схватка проходила без всяких правил, на уничтожение. Причем разрешено было использование наемных профессионалов.

 

Использование оружия являлось основой поединка, кулачный бой и борьба имели второстепенное значение. Тем не менее участники надевали глухие кожаные рукавицы с нашитыми на них металлическими бляхами, ужесточающими удар. Удары были резкими, сильными, не очень частыми. Бой мог кончиться одним удачным ударом.

 

Спортивное направление развития рукопашный бой получил в начале XX века. Так, самбо было синтезировано из элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза, таких как грузинская чидаоба, узбекский кураш, азербайджанское гурассу, армянский кох и, не постесняемся назвать японского прародителя, – дзюдо. В интернациональное время это приветствовалось и было правильным.

 

Расцвет популярности восточных боевых искусств, совпавший по времени с распадом Советского Союза, заставил по-новому посмотреть на историю России и искать корни национальных боевых искусств.

 

Так мы узнали о возрождении славяно-горицкой борьбы, бузы, скобаря, коло, велесовой борьбы, сибирского вьюна и других. Для братской Украины характерно развитие казачьих стилей: запорожский спас, боевой гопак, казачий приклад.

 

Кадочников построил свою систему на рационалистично-научном подходе с оглядкой на российские традиции. Касьянов творчески в российском ключе переосмыслил карате.

Хороший мастер сможет из традиций, принципов и дошедших до нашего времени приемов сложить стройную систему. На этом пути домысливания и заимствования неизбежны. Неважно, сколько в первооснове западного, восточного и исконно российского, главное, чтобы система была высокого уровня и имела сложившуюся концепцию.

 

О будущем рукопашного боя

 

В заключение хочется сказать, что в России всегда было совершенное воинское искусство и рукопашный бой, как его разновидность. Победы предков – наглядное подтверждение тому. Несомненно, многое заимствовалось у других народов. И это хорошо. Значит, наши предки держали разум «открытым» и были способны к восприятию светлых идей и новых приемов. Они всегда перерабатывали их в соответствии с нашим менталитетом и духовностью. При этом никто не обеднел. Знание, полученное от кого-либо, имеет свойство оставаться и у первоначального носителя.

 

На сегодняшний день общая доступность, возможность получать информацию обо всех единоборствах, стилях и системах, а также возможность их осваивать, ведет к совершенствованию и вычленению главного, что необходимо для достижения победы. Сближение наций и народов за счет новых средств информации, возможности быстрого перемещения на большие расстояния, спортивных соревнований способствуют систематизации и выделению наиболее эффективных приемов и способов ведения схватки. В ближайшем будущем они в синтезированном и переосмысленном виде станут достоянием боевых систем всего мира. Займет ли российская составляющая достойное место, зависит от нас. А поклонникам различных стилей, неважно – восточных или западных, хочется напомнить высказывание Брюса Ли: «Нет эффективного сегмента общего. Я хочу сказать этим, что я лично не верю в слово «стиль». Почему, раз нет человеческих существ, с тремя руками или с четырьмя ногами, структурно отличных от нас, не может быть и различных стилей боя? Почему? Потому что у нас две руки и две ноги. Важно то, как применять их с максимальным эффектом».

 

Автор Вячеслав ДМИТРИЕВ

 

По материалам http://www.bratishka.ru

Категория: Русское оружие, русские войны, армия и флот | Добавил: Админ (05 Ноя 2010)
Просмотров: 1261
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2024