Бросают
«Чайку» и бегут в ночи
Из
крокодильей кожи лодочки,
И
пробежать по Сретенке домой
Ботинки
лодочки берут с собой!
(группа «Браво», «Желтые ботинки»)
Сретенка – название
московской улицы. Но улицы – непростой. Во-первых, когда-то это была главная
улица города, еще до Тверской (то есть до появления новой столицы и дороги в
сторону Санкт-Петербурга). Та, старая главная дорога вела к тогдашним центрам
общественной и духовной жизни – Владимиру, Ростову, Суздалю. Отсюда же уходили
паломники в Троице-Сергиев монастырь (сейчас – Подмосковье, Сергиев Посад), шли
пешком, хоть и далеко, но так полагалось.
Во-вторых, эта улица
сохранила настолько своеобразный колорит и дух, что до сих пор является темой,
даже, если можно так выразиться – «музой» поэтов и музыкантов.
–
Няня, что это такое?
–
Это Сретенка твоя
(Вероника Долина).
"Мой маленький и
ласковый зверь, Сретенка" Г.Сукачев (Фото: Г. Константинова, личный архив)
Как одна из самых старых
улиц Москвы, Сретенка умудрилась сохранить свое очарование даже в наше время, и
она охотно делится своими тайнами и легендами. И на этой улице со всеми
переулками между офисами и магазинами продолжают жить люди: самого разного
достатка, самых разных профессий.
Картинка
иль, может, отметинка?
Отметинка
на судьбе...
Кретинка,
да это же Сретенка
Висит
у тебя на губе!
(В. Долина).
Сретенский монастырь
Сретенский монастырь,
давший название улице, числится не по этой улице, а по Большой Лубянке. Это
первый парадокс, объясняется он просто – переименованием части улицы. Второй
парадокс – название монастыря не имеет ничего общего с христианским праздником
Сретенья Господня. Название идет от слова «встретить» – «сретать» – встречать,
повстречать, идти навстречу. И здесь мы сами встречаемся с историей.
Место было заселено, как
указывают некоторые исследователи, давно. Возможно, именно здесь стояла усадьба
боярина Стефана Кучки. Юрий Долгорукий боярина казнил, землю забрал, но надолго
здесь сохранилось и название «Кучково поле».
1395 год – к Москве
подходили полчища Тамерлана (Тимура). Нашествие обещало быть страшным, не менее
кровавым и разорительным, нежели предыдущее – 1382 года (хана Тохтамыша).
Великий князь Василий
Дмитриевич велел перенести в Москву чудотворную икону Божией Матери из
Владимира. Сама икона считалась родовой реликвией Рюриковичей, якобы писана она
была евангелистом Лукой и уже послужила заступницей в битвах.
Икону из Владимира
принесли, две недели шли, но успели. Так и произошло «сретение» горожан с
иконой. И улицу назвали Сретенкой (в XVI веке еще Устретенская, встречается
Встретенка).
А Тамерлан вдруг изменил
свои намерения и отошел от Москвы. Причины такого решения могут обсуждаться, но
тогда было все понятно. Спасла икона. На месте встречи-сретения горожан с
иконой и поставили монастырь в честь великого и чудесного избавления от
нашествия.
Крест у монастырских стен в
память жертв (Фото: Г. Константинова, личный архив)
Судьба монастыря схожа с
судьбами древних и при этом – сохранившихся монастырей. После революции он был
закрыт. Иногда можно натолкнуться на сведения о расстрелах на территории
монастыря. Подтвердить или опровергнуть трудно, памятный крест стоит, но вполне
может быть, что он – в общую память обо всех жертвах и мучениках.
Улица Сретенка
А улица Сретенка жила своей
жизнью. В многочисленных переулках селились мастеровые, ремесленники. Дворян
там не было.
Каждый «цех» или каждая
небольшая слобода, в которой жили люди, связанные одним делом, старались
выстроить свою церковь. Сохранилась церковь Успения Богородицы в Печатниках,
построенная в 1695 году, вместе с колокольней, завершенной небольшим шатром,
напоминающим шпиль. При нашествии Наполеона церковь горела, многое было
утрачено. Но и с этой церквушкой легенд немало связано: чего только стоит
встреченное упоминание того самого иудиного сребреника, который может там
храниться. Не менее любопытен факт, что некое известное венчание старца с юной
девицей, которое стало темой картины «Неравный брак» Пукирева, по преданию,
тоже состоялось в этой церкви.
Церковь Успения Богородицы
в Печатниках (Фото: Г. Константинова, личный архив)
В Пушкаревом переулке жили
стрельцы-пушечники, то есть артиллеристы. Уже в 17 веке там насчитывалось 374
двора. На литейном заводе в Пушкарях жил мастер Иван Моторин, отливший
Царь-колокол. Каменную церковь «пушкарей», которая так и называлась –
«артиллерийской» – снесли после революции.
В Последнем переулке жил Н.
Г. Рубинштейн. Часть квартиры он бесплатно предоставил для обучения студентов
музыке – так и начала формироваться знаменитая Московская консерватория. В
сретенских переулках жили семьи А. Пушкина, А. Чехова, В. Катаева.
Даев переулок славен своей
легендой о привидении. Некий фантом-великан, тень которого якобы поднимается во
весь свой немалый рост, но уже никого не пугает.
Большой Сухаревский переулок
был когда-то Колосовым и пользовался весьма дурной славой – из-за огромного
количества домов терпимости. «Ни в одном городе, не исключая Парижа, вы не
найдете такого цинического проявления …разврата» – писал П.Д. Боборыкин,
который когда-то пустил в большую жизнь термин «интеллигенция». Переименовали
тогда улицу в честь знаменитой Сухаревской башни, к которой примыкал переулок.
Сухаревская башня – историческое наследие страны, была зачем-то разрушена в
30-х годах. Ново-Сухаревский рынок, построенный архитектором К. Мельниковым и
воспетый Гиляровским, тоже практически не сохранился.
На Серебряном на Сретенском
крыльце Мы сидели с первой мукой на лице (В.Долина) - Дома и переулки (Фото: Г.
Константинова, личный архив)
Однако Сретенка умудрилась
сохранить свой особый дух:
Уж
не знаю я, что есть родина,
Но
никто меня не украдет,
Ибо
Сретенка – это родинка.
Это
до смерти не пройдет.
Дело
не в водоворотах,
А
опять во мне одной.
Дело
в Сретенских воротах,
Что
захлопнулись за мной.
(В. Долина)
Об улице Сретенке с ее
переулками можно рассказывать и рассказывать. Многие предпочитают стихами и
песнями.
Я
взойду на кирпичную лесенку
может,
с лесенки упаду,
в
десять лет упаду на Сретенку
и
на Трубную площадь пойду.
(Евгений Рейн)
Жители Сретенки
Детство многими любимого
российского барда Юрия Визбора прошло на Сретенке («Я вплываю в свой сретенский
двор, словно в порт, из которого вышел»). Видимо, этим и объясняется часто
упоминание этой улицы в его песнях. Особо интересна одна – «документальная
песня», с документальными улицами и даже фамилиями (по словам автора).
Этот «послевоенный – над
веревкой – волейбол», в который играли известный вор Коля Зять, Владик Коп –
владелец страшного кирзового мяча, Макс Шароль – по алгебре король, ассириец
Лев Уран, Саид Гиреев и Серега Мухин. И местный «гений чистой красоты»,
внимательно следящий из окна за игрой. Песня об удивительном послевоенном
поколении – чьих-то отцах и дедах, на плечи которых легли немалые трудности.
Поколении, давшем такое количество талантов, что впору говорить о новом
«Золотом веке» отечественной культуры. И это поколение умело любить свои
«сретенки», свои улочки и дворы.
А
Владик Коп подался в городок Сидней,
Где
океан, балет и выпивка с утра,
Где
нет, конечно, ни саней, ни трудодней,
А
также нету ни кола и ни двора.
Ну,
кол-то ладно – не об этом разговор, –
Дай
Бог, чтоб Владик там поднакопил деньжат.
Но
где найдет он старый сретенский наш двор?
Вот
это жаль, вот это, правда, очень жаль.
Ну,
что же, каждый выбрал веру и житье,
Полсотни
игр у смерти выиграв подряд.
И
лишь майор десантных войск Н.Н.Зятьев
Лежит
простреленный под городом Герат.
Отставить
крики! Тихо, Сретенка, не плачь!
Мы
стали все твоею общею судьбой:
Те,
кто был втянут в этот несерьезный матч
И
кто повязан стал веревкой бельевой.
Надеюсь, что эта короткая
прогулка по Сретенке помогла кому-то ощутить неповторимый дух этой древней
московской улицы. Послушать Ю. Визбора можно в комментариях.
©Галя Константинова (Konstanta)
|