Значительный интерес
представляет поход русов в юго-западную часть Каспийского моря, к столице
Албании (древнее название современного Азербайджана) городу Бердаа в 943-944
гг., подробно описанный Ибн-Мискавейхом, который умер через 87 лет после этого
события и поэтому имел возможность узнать от очевидцев подробности этого
похода. "Народ этот (русы), – пишет Ибн-Мискавейх, – могущественный,
телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает
ни один из них, пока не убьет или не будет убит". Другой восточный автор,
Марвази, в историко-географическом трактате, написанном около 1120 г., используя текст
рассказа о русах, сложившийся, по видимому, в конце IX века в связи с занятием
Бердаа, сообщает, что "их (русов) храбрость и мужество известны, так что
один из них равен некоторому числу (людей) из другого народа".
На основании изучения письменных
источников установлено, что большая русская флотилия с посаженными на суда
воинами прошла к берегам Азербайджана Черным морем и Керченским проливом,
достигла Дона, поднялась по этой реке до волока на Волгу и спустилась в
Каспийское море. Русские вошли в устье р. Куры, разбили высланные против них
войска и, преследуя бегущих, овладели городом Бердаа. По рассказам восточных
писателей, Бердаа в Х в. был одним из самых крупных и богатых городов на всем
переднем Востоке; его называли "Багдадом Кавказа". Ибн-Мискавейх
сообщает, что вступившие в город русы стали успокаивать жителей: "Нет
между вами и нами разногласия в вере. Единственно, чего мы желаем, это власти.
На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас хорошо повиноваться
нам". Во время дальнейшей борьбы часть жителей вместе с русскими отражала
нападение мусульман. Местный арабский правитель Марзубан-ибн-Мухаммед собрал
против русов большое войско. Около шести месяцев, а по другим сведениям даже в
течение целого года русы выдерживали осаду, пока не были обессилены вспыхнувшей
среди воинов эпидемией.
"Слышал я от людей, которые были
свидетелями этих русов, – сообщает Ибн-Мискавейх, – удивительные рассказы о
храбрости их, о пренебрежительном их отношении к собранным против них
мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности, и
слышал я от многих, что пять людей русов собралось в одном из садов Бердаа;
среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из начальников, а с
ним несколько женщин – пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили
сад. Собралось большое число дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью
людьми. Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к
нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть
убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман. Безбородый юноша
был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он
влез на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом
своим в смертельные места до тех пор, пока не пал мертвым. Оставшиеся в живых
русы ушли с добычей и пленниками в устье р. Куры, где их ожидали суда. На них
они отплыли обратно".
Поход русских в Бердаа в 943-944 гг.
хронологически совпадает с отмеченным в нашей летописи походом Игоря на Дунай в
944 г.
Учитывая неточность дат, указанных в нашей летописи, и условности перевода
мусульманского календаря на христианское летоисчисление, вопрос о том, какой из
этих походов был совершен раньше, может быть решен на основании изучения общей
исторической обстановки и внутренней связи между походами. Трудно прежде всего
допустить, чтобы русские, понеся большие потери, при уходе из Бердаа, могли
сразу же отправиться в поход против такого могущественного противника, каким
являлась Византия. Между тем обратная последовательность этих событий, т.е.
сначала поход на Дунай, а затем экспедиция в Каспийское море, была вполне
возможна, так как поход Игоря против Византии закончился без боевых
столкновений заключением прочного мира – "дондеже солнце сияет и мир
стоит".
Упорное стремление русских укрепиться на
берегах Черного моря и овладеть речными и морскими путями, соединявшими среднее
Приднепровье с восточными и южными рынками, выражало насущные потребности
молодой, полной силы и жизненной энергии Киевской державы. С Византией и
юго-славянскими землями ее связывали не только экономические, но и политические
и культурные интересы. Однако не было забыто и далекое от Киева Балтийское
море, откуда начинался приобретший международное значение путь из Балтики в
Черное море. На северном участке этого пути, на Волхове, у Ильменьского озера,
лежал один из самых древних русских городов – Новгород.
Новгород, благодаря своему выгодному
географическому положению, очень рано приобрел значение важного центра для
сношений со странами Балтийского бассейна: Скандинавией, Данией и городами
северо-восточной Германии. Наиболее ранние сведения о торговле с ними
встречаются в письменных памятниках XI в., но многочисленные находки на
новгородской территории предметов, привезенных из других стран, в том числе
западноевропейских монет, датируемых IX-Х вв., указывают на существование более
ранних торговых сношений. В XI-XII вв. главным пунктом торговли с Новгородом
был остров Готланд с городом Висби, где существовала постоянная колония
северо-германских купцов, главную роль среди которых играли купцы из города
Любека. С XI в. поездки на восток совершались главным образом по Финскому
заливу, Неве и Волхову. Недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро стоял
древнерусский город Ладога. В XIII в. в нем жили приезжие иностранные купцы,
построившие для себя церковь св. Николая. В самом Новгороде фактория
"готских" купцов (жителей Готланда русские без различия
национальностей называли "готами") возникла не позже середины XII в.
Торговля западных стран с Новгородом имела
двусторонний характер. С Запада поступали оружие, металл, ткани, украшения и
пр. Из Новгорода вывозились меха, воск, мед, кожи, рыба. После того как в
XI-XII вв. новгородские владения распространились на огромную территорию к
северу от Онеги до Печоры и Уральских гор, Новгород стал обладателем
неисчерпаемых запасов продуктов морских и лесных промыслов. Не ограничиваясь
эксплуатацией северных богатств, новгородцы играли значительную роль в торговле
южных и северо-восточных русских городов. По отрывочным летописным источникам
можно установить их присутствие в Киеве, Чернигове, на Волыни, в Суздале.
Растущее значение Новгорода как одного из
главных центров торговли Киевской Руси и его древние связи с Балтикой вызывали
естественное стремление новгородцев удержать за собой побережье Финского
залива. Особенно было важно держать в своих руках выход из Невы в Финский
залив. За этот выход новгородцам пришлось вести длительную борьбу со шведами.
Последние, устроив опорный пункт недалеко от г. Або, заняли в XII в. северо-западный
берег Финского залива. Обычными союзниками новгородцев в борьбе со шведами были
карелы, жившие в бассейне Ладожского озера. В XI и XII вв. новгородцы
окончательно утвердились на южных берегах Финского залива, получивших
впоследствии название Водской земли (от имени племени Водь). Все попытки шведов
вытеснить новгородцев с этой территории и поставить под угрозу сообщение по
Невско-Волховскому пути терпели неудачи. Одновременно Новгород распространял
свое влияние на запад от Чудского озера. Летопись неоднократно отмечает походы
новгородцев в Эстонию, во время которых они доходили до морского побережья.
Еще в 1030 г. Ярослав Мудрый
основал город Юрьев (ныне город Тарту Эстонской ССР). Этот город был населен
смешанным эстонско-русским населением.
Несмотря на неполноту и отрывочность
сведений источников, относящихся к истории новгородской торговли в этот период,
можно все же установить, что новгородцы имели морские суда для посещения
прибалтийских стран. Во время борьбы Ярослава Мудрого с братом Святополком,
которого поддерживал польский король Болеслав, Ярослав, потерпев сначала
поражение, бежал в 1018 г.
в Новгород и хотел идти за море для сбора наемной дружины. Новгородцы не
пустили князя, разбили приготовленные лодьи и сказали ему: "Хочемся и еще
бити с Болеславом и с Святополком". Ярослав победил своих противников и
занял Киев. В новгородской летописи сохранилось известие, что при возвращении
новгородцев с острова Готланда в 1130
г. в море погибло семь лодей, часть людей и весь товар потонул,
а спасшиеся вышли на берег нагими ("нази") и вернулись в Новгород.
В 1142 г. купеческий караван в составе 3 лодей,
следовавший в Новгород, подвергался в море нападению со стороны эскадры из 60
шнек, посланной шведским королем и епископом. Нападение было отбито с большим
успехом: нападавшие потеряли три шнеки и 150 человек. Купеческие суда названы в
летописи русским термином "лодьи" в противоположность иноземным
"шнекам"; весьма возможно, что "лодьи" принадлежали новгородцам,
которые возвращались из обычного похода "за море".
На самостоятельные морские походы русских
купцов на о. Готланд и в немецкие земли совершенно ясно указывает договор
Новгорода с немцами, заключенный в 1195 г. Он обеспечивал свободное посещение этих
стран новгородцами на тех же условиях, которые существовали для приезжавших в
Новгород немцев и жителей Готланда. Договор 1195 г. подтверждал ранее
действовавший порядок ("подтвердихом мира старого") и был заключен
после каких-то серьезных враждебных действий со стороны шведов и немцев.
Сохранилось известие, что в 1188
г. варяги (норманны) совершали нападения на новгородцев,
по видимому, на Скандинавском берегу, а немцы – на Готланде. В ответ на эти
насилия весною 1188 г.
новгородцы вынуждены были прекратить морскую торговлю и не отпустили ни одного
из своих людей "за море".
Таким образом, новгородцы упорно боролись
за свободу плавания по Балтийскому морю, с которым они издавна были связаны
жизненными экономическими интересами.
Очень рано новгородские морские суда появились
и в Баренцевом море. Имеется указание, что уже около 1200 г. норвежцы вынуждены
были держать в северных областях Норвегии морскую стражу для защиты своих
земель от возможного нападения русских.
Итак, в истории древней Руси борьба за
свободу речных сообщений и морских путей занимала видное место, флот русов,
неожиданными появлениями наводивший ужас на жителей Царьграда, поддерживал
требования киевских князей, угрожал господству могущественной Византии в
бассейне Черного моря. Успех этих отважных и дерзких предприятий производил
большое впечатление на современников и отразился даже на самом названии Черного
моря, которое стали называть "Русским морем". История далекого от
Киева Тмутараканского княжества связана с попыткой создать постоянную морскую
базу на побережье. Азовское море некоторое время полностью контролировалось
русскими, стало внутренним русским морем. Флотилии русских судов неоднократно
появлялись в Каспийском море. На северо-западе происходило медленное, но
уверенное продвижение русских в нескольких направлениях к Балтийскому морю. В
то же время отважные русские мореходы осваивали берега Студеного моря.
Однако сложившаяся в конце XII в. и в
первой половине XIII в. на востоке Европы историческая обстановка не только
задержала этот процесс, но и отбросила на несколько веков русское население от
морских берегов. С образованием русских феодальных княжеств государственное
единство Киевской державы было утрачено. Славянское население восточной Европы
вступило в период феодальной раздробленности, наполненный кровавыми
междоусобицами князей, занимавшие южные степи половецкие орды перерезали пути к
Черному морю. В конце XII века в юго-восточной Прибалтике появились немецкие
рыцари, образовавшие на захваченной территории разбойничий орден меченосцев
(Ливонский орден). В середине следующего столетия вся восточная Европа стала
жертвой страшного погрома, произведенного полчищами Батыя. С образованием
Золотой Орды русские земли подпали под власть чужеземных завоевателей. Русский
народ оказался почти отрезанным от морей, что губительно отражалось на его
экономическом и культурном развитии. Однако тяга к морю не исчезла в русском
народе даже в самое тяжелое время феодальной раздробленности и господства
Золотой Орды. Она с новой силой возродилась после того, как в конце XV в.
сложилось могущественное Русское государство, предъявившее врагам – Ливонскому
ордену, Швеции, Крымскому ханству и Турции – свои исторические права на
открытые выходы к морям, омывающим берега великой Восточно-Европейской равнины.
В упорном и успешном движении русского народа к морю выражалась устойчивость
древней традиции, основание которой было положено смелыми морскими походами
восточных славян.
Профессор К.В.Базилевич
|