Как Петр I взял на себя функции кутюрье и стал переодевать россиян в европейские одежды?
14 января (4 января по старому
стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер
венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить
венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего
года». Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем не
поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть
в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в новый век, она
вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя предстояло в считанные
годы пройти тяжелый период европеизации.
Портрет царицы Марфы
Матвеевны с веером. Неизвестный художник
Не стоит думать, что на
Руси все были строгими приверженцами традиционной русской одежды. Европейские
моды стали активно проникать в страну еще в период Смутного времени. Уже при
отце Петра, царе Алексее Михайловиче, отдельные бояре и окольничие стали
заводить в своих домах европейские порядки и носить непривычные для Руси
одежды, чаще всего французского, польского или венгерского кроя. Во многом
этому способствовало появление в стране иностранцев – дипломатов, офицеров,
купцов, ремесленников. Но при дворе в это время разрешалось появляться только в
русской одежде, исключение делалось лишь иноземцам. О том, что стремление
носить европейскую одежду уже в то время утверждалось в рядах российской знати,
свидетельствует царский указ от 1675 года, запрещавший носить при дворе все
иноземное.
Первые изменения произошли
в период правления царевны Софьи, фаворит которой, князь Голицын, стал и на
придворных церемониях появляться в европейском платье. Некоторые элементы
«западной моды» стали перенимать и дамы, именно в это время на Руси появились
веера. Сам Петр I стал приверженцем европейской одежды благодаря своим
ближайшим соратникам, Патрику Гордону и Францу Лефорту, в обществе которых царь
весело кутил в Немецкой слободе. Видимо, окончательное решение переодеть
россиян в иноземные платья утвердилось у Петра во время Великого посольства,
когда монарх объехал ряд европейских стран.
Беседа Петра I в Голландии.
Неизвестный голландский художник
Причина была не только в
желании сделать Россию хотя бы внешне похожей на Голландию или Францию. Петр
смотрел на дело значительно глубже. Проводя в стране широкомасштабные реформы,
он создавал для этого новую государственную элиту, не обращая внимания на то,
из каких сословий происходили приближаемые им к трону люди. Иноземная одежда
позволяла всех уравнять. В этом Петр убедился лично, видя, как трудно в Европе
отличить по платью обыкновенного буржуа от первого министра государства. В
России же спутать с кем-нибудь боярина или окольничего мог только слепой.
Первые требования о ношении
европейских платьев Петр «озвучил» еще в 1699 году, но их восприняло только
царское окружение. Указ 1700 года царь, как говорится, выносил и выстрадал.
Поэтому, объявив, стал жестко добиваться выполнения. Всего в период своего
правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид
подданных и правила ношения различных видов одежды. Первый указ был
относительно коротким и давал именитым людям какое-то время «на раскачку». В
декабре следующего года появился очередной указ «О ношении всякого чина людям
Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел»,
бывший более конкретным и детальным, поэтому стоит привести его полностью.
Бояре выходят от Петра I с
обрезанными бородами. Гравюра конца XIX века
«Боярам и окольничим и
Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым
Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод
всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и
вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме
духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян,
носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и
штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а
женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и
драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и
кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и Черкесских
кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому
не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в
рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут
носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и
азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах
целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2
рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и
тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
Жетон, сообщающий, что
деньги за ношение бороды и усов заплачены. (Фото с сайта www.yagoodza.ru)
Нововведение приживалось
тяжело, приходилось не только неоднократно объявлять и разъяснять указ, но даже
вывешивать в людных местах специальные «чучела», обряженные в иноземные платья,
чтобы показать, как теперь необходимо выглядеть. Понятно, что в одночасье всех
переодеть не получится, поэтому царь дал отсрочку неимущим на два года, чтобы
доносить старую одежду. Но с 1705 года повелено было всем появляться в людных
местах только в иноземном платье.
Следить за неукоснительным
исполнением своих указов Петр поручил местным властям, но зная об их
продажности, привлекал к этому и военных. Представляю, какое удовольствие
доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия исподнего монаршим
требованиям.
Беда, как говорится, не
приходит одна. С новыми одеждами постепенно стали смиряться, но бритье бород
восприняли с большим трудом. Правда, с бородами Петр пошел на уступки, но не в
ущерб государственной казне. Бороды разрешалось носить тем, кто заплатит
специальную пошлину (своеобразный «бородовой налог») и получит подтверждающий
это жетон.
С. Хлебовский. Ассамблея
при Петре I
Стоит отметить, что Петр
стремился не только переодеть своих подданных, но и привить им хотя бы основы
европейской культуры. Появились первые учебные заведения, в массовом порядке
отроков стали посылать на учебу за границу, издали специальное наставление по
поведению «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»,
стали проводиться ассамблеи (светские собрания), на которые приглашались
дворяне и горожане с женами. Не только одежда, но и европейские привычки стали
приживаться, а вскоре, особенно в дворянской среде, значительно потеснили
исконно российские.
После смерти Петра I
дворяне продолжили носить европейскую одежду, хотя в неё иногда стали вводить
элементы, традиционные для русского платья. Зато часть купечества и городского
населения вернулась к традиционной одежде, но власть на это стала смотреть
«сквозь пальцы». Стоит отметить, что отдельные петровские указы, связанные с
регламентацией одежды и внешнего вида, затем подтверждались императрицами Анной
Иоанновной и Елизаветой Петровной, но в большей степени они уже касались только
дворянства и чиновников, для которых об отступлении назад не могло быть и речи.