”До фени ли нам феня?” (К проблеме офенского языка) - Разные разности - КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? » Разные разности

”До фени ли нам феня?” (К проблеме офенского языка)

Есть в бескрайнем море российской словесности некоторые слова, звучащие несколько своеобразно. Имеют они хождение преимущественно в молодежной среде и выглядят примерно так: "Лох, стебаться, клево и т. д.” Откуда это?

 

– Ну вот, тоже мне бином Ньютона, – ответит искушенный читатель. – Слова эти проникли в наш язык из уголовного жаргона, блатной фени, то бишь. Стали они общенормативными в мутные (смутные) девяностые годы прошлого века. В то время, когда наше общество перестало жить по законам, а стало существовать "по понятиям” уголовного  мира.

 

– Хорошо, пусть так. – А уголовная феня, она откуда? Кто ее выдумал, когда и зачем?

 

На эти вопросы, даже большинство искушенных читателей, не ответит ничего, кроме смутных догадок и предположений.

 

– Ну, наверное, дескать, возникла сама собой, стихийно. Ведь уголовникам приходится прятаться, конспирироваться, скрывать свои намерения.

 

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я с удивлением обнаружил, что разгадка теряется во мгле веков и уходит корнями вглубь российской истории.

 

Так, например, на основании имеющихся исторических документов, можно утверждать что, как минимум, уже во второй половине восемнадцатого века, тайный язык имел хождение среди воров и разбойников.

 

Более того, выяснилось, что кроме уголовников, тайный язык использовался и в других профессиональных сообществах и группах российского общества. По преимуществу в тех, кому приходилось много и часто перемещаться по просторам нашей бескрайней  родины. Имел  он, в частности, хождение в среде профессиональных нищих и странников, раскольников, ямщиков почтовых трактов, крестьян, занимавшихся отхожими промыслами, в купечестве, а главное в среде мелких торговцев-разносчиков, прозываемых в народе - коробейниками или иначе – офенями. Отчего и вошел в историю языкознания под названием офенского языка.

 

В "Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля, в статье об офенях, можно прочесть следующее: "Афеня, офеня, областн. – ходебщик, кантюжник, разнощик с извозом, коробейник, щепетильник, мелочный торгаш в разноску и в развозку по малым городам, селам, деревням, с книгами, бумагой, шелками, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками и пр. Корень афеней – Владимирская губерния, Ковровский уезд, есть и Костромские, и Тверские. 

 

…Для беседы между собою, при торговле, офенями искони придуман свой офенский, кантюжный, ламанский, аламанский или галивонский язык: это частью переиначенные русские слова: масья – мать, мастырить – делать; или им дано иное значение: косать – бить, костер – город; или вновь составленные по русскому складу: шерсно – сукно, скрыпы – двери, пащенок – дитя; или вовсе вымышленные: юсы – деньги, воксари – дрова, Стод – Бог, и пр. Грамматика - русская, склад речи – также”.

 

Среди районов наибольшего распространения офенского языка В. И. Даль называет Владимирскую, Костромскую, Тверскую, Калужскую, Рязанскую губернии.

 

В пору расцвета офенской торговли – конец восемнадцатого – середина девятнадцатого в.в. Этим языком владели, по весьма скромным оценкам, десятки тысяч человек. Естественно, такое явление не могло остаться незамеченным ни у специалистов, занимающихся народным языком, ни у чиновников министерства внутренних дел, вынужденных, по долгу службы, заниматься его изучением.

 

Большинство публикаций на эту тему приходится на конец девятнадцатого и самое начало двадцатого в. в. Составляются словарики офенского языка,  пытаются выяснить его происхождение, изучается и описывается быт, нравы и обычаи офеней. Вырисовывается следующая картина:

 

Офенским промыслом занимались преимущественно крестьяне, целого ряда сел и деревень Ковровского и Вязниковского уездов Владимирской губернии. Скудость и недостаток земли, а так же избыток населения не давали крестьянам жить только сельскохозяйственным трудом и вынуждали искать дополнительный источник заработка. С мая по август офеня трудился на своем поле как обычный крестьянин, а в сентябре, закупив товары на ярмарке, загружал их на телегу или просто в заплечный короб и отправлялся в дальнюю дорогу. Каждый офеня имел свой излюбленный маршрут, который пролегал по - преимуществу через деревни и села, в обход больших городов,  где велика была конкуренция со стороны купцов. Офенская торговля охватывала, практически, всю Россию, доходила до самых отдаленных и глухих ее пределов и проникала, даже, в Европу. Распродав весь товар, офеня на ближайшей ярмарке закупал новый, успевая обернуть деньги иногда два, а то и три раза за сезон.

 

Домой возвращались в мае или июне, отмечая приезд с шумом и треском, стрельбой в воздух и праздничной гульбой.

 

О нравственном облике этих людей дает представление следующая цитата из статьи И. Голышева "Офени-торгаши Владимирской губернии и их искусственный язык”. (1874 г.) :"Промышленность или офенство начинают офени с малолетнего возраста; едва мальчик успеет достигнуть 8, 9, 10 лет, его уже отец таскает с собой в дорогу…

 

Много они терпят горя, холода и голода с ранних лет жизни… бродяжничество из деревни в деревню, из села в село, из местности в местность, пинки, толчки, таскание за волосы, побои сыплются в изобилии, и таким образом мало-помалу офеня ко всему такому привыкает, черствеет, крепнет и делается способным перенести всякие лишения.

 

…Постоянные обманы в торговле старших поселяют в нем быть впоследствии таким же ловким обманщиком и плутом, привычки эти свивают в нем гнездо, и он теряет свою совесть, в нем укореняется постоянный почти обман”.

 

Таким образом, становится понятным, что, тайный язык служил офеням для совершения всевозможных обманов. Когда требовалось сказать что-либо товарищу так, чтобы покупатель ничего не понял.

 

Офенский язык был довольно богат в лексическом отношении. Например, сводный словарь, составленный автором этих строк, насчитывает около 1.5 тыс. слов. При этом нужно иметь в виду, что за давностью лет далеко не все офенские слова попали в этот словарь.

 

Совсем недавно, когда эта статья уже была опубликована, был, наконец, издан словарь офенского языка составленный В. И. Далем ещё в 40-х, 50-х г.г. 19 в., по просьбе министерства внутренних дел, но опубликованный лишь сегодня. В нём более 5000 слов.

 

Много это или мало? Судите сами, к примеру, древнееврейский язык, на котором  написаны библейские книги ветхого завета, насчитывает около 5. тыс. слов.

 

Существовал целый пласт народной культуры, в виде шуток, прибауток и даже песен, выраженный на офенском языке.

 

Для того, чтобы дать читателю лучшее представление о возможностях офенского языка, приведу здесь небольшой отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова” в переводе на офенский, выполненный автором этой статьи.

 

Итак:

 

                               II

 

За придудоркою седжит ламонной пулец,

Красимый лащина Степан Парамонович,

По начибранию Скундяшников:

Тенарьные шивары расклюживает

Зетию шиброю популкателей чон закуривает,

Кулото, куренчо перешишливает.

Да варзуха бендюх забирился чону:

Хандырят мимо ховреи стоденые,

В чонову дудорку не завершивают.

 

 

Сравните:

 

                                II

 

За прилавком сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников:

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

 

 

 

Или пример обычной речи:

 

А Мас босве шик слемзит широгая елтуженька: – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь. – Шик масов диряки лузнили, шик масы и пащатам сабанским слемзим. – За ионова косанова здюх не косновых биряют.

 

Сравните:

 

А я тебе так скажу дорогая женушка: – Сто лет живи, сто лет учись - дураком помрешь. – Так нас старики учили, так мы и детям своим скажем. – За одного битого двух не битых дают.

 

Тайные языки офеней и уголовников (воров и плутов) имеют большой пласт общих слов и обнаруживают значительное сходство между собой. Отсюда можно сделать совершенно логичный вопрос: "А не являются ли они ветвями одного словесного дерева?”

 

На основании материалов, изложенных в статье А. Андреева "Русская лествица” (журнал "Русский стиль” №1-2 1995 г.), можно ответить однозначно: "Да, являются!”

 

Предтечей этих языков был тайный язык… скоморохов! У большинства читателей это слово вызовет ассоциацию с этакими балагурами, массовиками-затейниками, бродячими артистами допетровской Руси

 

Именно такой портрет скоморохов рисует нам современная историческая литература.

 

Совсем другой образ скомороха предстает перед нами из статьи  А. Андреева. Но прежде, чем говорить об этом, расскажу об одном небезынтересном историческом факте.

 

Вероятно, большинство читателей знакомо с системой гадания по картам "Таро”. Она возникла в средневековой Европе на основе древнееврейской мистики Каббалы, которая в свою очередь,  опиралась на ещё более раннюю оккультную традицию Древнего Египта. Наши игральные карты - это усечённый  вариант полной колоды "Таро”. Самая первая карта в полной колоде изображает молодого, человека стоящего в саду с поднятой вверх  правой рукой, в которой зажат магический жезл. Называется она Маг или волшебник. В современных  колодах – иногда – фокусник. Так вот, в колодах Таро, имевших хождение в России до революции, она называлась – Скоморох. В чём здесь дело?

 

А дело в том, что те люди, которые адаптировали карты "Таро” к российским условиям, хорошо знали не только каббалу, но и Русскую оккультную традицию. И они, в частности, знали, кем же являлись скоморохи на самом деле.

 

Скоморохи были жрецами древнего языческого культа трехглавого крылатого бога Трояна. В Великом Новгороде его почитали под именем Ящера и Велеса. В народном фольклоре он фигурирует под именем Змея Горыныча. Были у него и другие имена.

 

Поклонение Трояну включало в себя человеческие жертвоприношения и тайные магические обряды, закрытые для посторонних.

 

Будучи темным божеством, тесно связанным  с ложью, хитростью и обманом он, по-видимому, выполнял также функцию покровителя торговцев и воров.

 

По крайней мере, именно к таким выводам  можно придти на основании изучения пантеонов  других  языческих культур. Например, покровителем торговцев и воров был лукавый древнеримский бог Меркурий и древнегреческий  Гермес, с именем которого также связывались некоторые таинства, получившие  название герметических. Отсюда, кстати, вошедшее в русский язык слово герметичный, в значении закрытый, изолированный от окружающей среды.

 

По-видимому, изначально язык скоморохов был языком сакральным, использовался при совершении тех или иных магических обрядов и произнесении заклинаний. А также, насколько позволяет судить статья  А.Андреева, для сохранения и передачи тайных знаний в ряду поколений.

 

Гонения на культ Трояна начались при князе Владимире ещё до введения на Руси христианства. Повсеместно его идолы на капищах были повержены и заменены богом  громовиком Перуном. Перед жрецами культа встала задача выживания в новых, неблагоприятных политических условиях. И решение вскоре было найдено.

 

В  988 г. Происходит крещение Руси, а в 1068 г. встречается в летописи первое упоминание о скоморохах.

 

Бродили по Руси артелями из нескольких человек, иногда объединялись в ватаги до семидесяти-ста человек, не имели ни собственности, ни семей.

 

Насколько можно судить, "культурно-развлекательная” деятельность была для них лишь внешним прикрытием. Подлинная суть заключалась в сохранении и приумножении языческой традиции.

 

Ходили, "правили Мир”, занимались колдовством, ведовством, лечили, предсказывали будущее, проводили обряды инициации молодёжи, таинства связанные с бракосочетанием и многое другое. В составе "труппы” часто имели учёного медведя. Медведь же, священное  животное древних славян, был нужен помимо всего прочего, при совершении тех или иных обрядов. Сошлюсь лишь на один. Очень важным считалось, в молодой крестьянской семье,  рождение ребёнка мужского пола, опора родителям в старости. Для этого, как верили наши предки, молодая мать должна  была дотронуться до медведя. Много позже, когда скоморохов уже не стало, с этой же целью женщины клали под подушку игрушечного медведя, керамического или деревянного.

 

В определённые дни года скоморохи собирались на местах былых капищ, совершали свои обряды и расходились бродяжничать дальше.

 

Конечно об этой второй, тайной стороне, деятельности скоморохов знали иерархи православной церкви. Ведь они играли на их "поле”, поле духовного воспитания людей. Бог дал попа, а чёрт скомороха - гласит народная мудрость.

 

Вот почему на протяжении нескольких веков православная церковь последовательно и настойчиво боролась с этим своеобразным явлением.

 

По мере укрепления христианства на Руси, гонения на скоморохов возрастали. И, наконец, в царствование  Алексея Михайловича, дважды в 1648 и 1657 г.г. выходят царские указы о запрещении скоморошества. И вновь, как и во времена князя Владимира, встал  вопрос, как выживать дальше. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, и тогда было решено выбрать новую маскировку, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков, а также переквалифицироваться по другим специальностям, которые были перечислены выше. И, примерно с 1700 г. начинают встречаться первые исторические упоминания  об офенях-ходебщиках и их искусственном языке.     

 

Конечно, не все офени  были жрецами культа Трояна, внутри офенского мира была более узкая группа людей называвшая себя  мазыками или обзетильниками - обманщиками, от офенского слова обзетить - обмануть.

 

Офенский язык начинает распространяться  среди торговцев  и других социальных групп Российского общества. По-видимому,  этот процесс стимулировали сами мазыки, это помогало им  затеряться в общем массиве носителей языка.

 

Язык офеней был приспособлен к нуждам торговли. А. Андреев утверждает, что у мазыков был еще более тайный язык, который в свою очередь, не понимали офени. Кстати, я думаю, что и  название офени – крещёные (от офенского офест – крест), коробейники получили именно от мазыков, которые таким образом противопоставляли себя - язычников, остальным коробейникам - христианам.

 

Когда и при каких обстоятельствах  попал язык скоморохов к уголовникам?

 

Лично я считаю, что он был языком воров изначально, от времен Трояна, и был таким же непременным атрибутом профессии, как и воровские навыки и воровской инструмент и передавался в роду от отца к сыну, от учителя к ученику.

 

Можно высказать предположение, что, например, воровские сходки, ныне являющиеся  "административно-хозяйственным” мероприятием, изначально носили в значительно большей  мере сакрально-мистический характер, и имели своей целью снискать, путем жертвоприношений, благодарности и защиты у тёмного бога.

 

Такую же глубокую древность должен иметь и пресловутый воровской закон, согласно которому вор не должен был иметь ни постоянной семьи, ни собственности. Воровство, для него, было способом существовать, но отнюдь не способом приобретения богатства. Он, если угодно, был бескорыстным служителем хаоса, борьба с которым, как справедливо заметил однажды Фазиль Искандер, есть долг всякого разумного человека.

 

Ближайшей исторической параллелью, наводящей на такие размышления, служит изучение индийских  тагов – обманщиков, ещё иначе называемых  душителями.

 

Для тех, кто не знает, краткая  историческая справка:

 

Тагами называли себя представители низших каст доколониальной Индии, объединенные в секту поклонников богини Кали. Бродяжничая мелкими группами, они под теми или иными предлогами присоединялись к караванам купцов. Войдя к ним в доверие, они во время очередной ночёвки, убивали купцов и завладевали их имуществом, тщательно скрывая следы преступления. В определённые дни года собирались все вместе в храмах любимой богини справляли религиозные обряды, жертвовали десятину на храм и разбредались разбойничать дальше.

 

Но вернемся к  офенскому языку. Офенская торговля, пережив пору своего расцвета, начала медленно угасать со второй половины 19 века. События первой мировой войны, революции  и последовавшей затем гражданской войны, окончательно подорвали  не только офенство, но и  разрушили весь, складывавшийся  веками, уклад жизни народов России. По-видимому, одним из последних, исторически заметных, событий офенского мира стало невиданное возвышение Г. Е. Распутина, который, судя по многим обстоятельствам его жизни (знание офенского языка, наличие паранормальных  способностей, общий тёмно-авантюрный характер его личности и т.д.), был напрямую причастен к древней традиции мазыков. После революции Офенский язык, как массовое явление, перестал существовать.

 

Что же осталось в Русском языке от этого своеобразного явления?

 

- Ну, во-первых, блатная феня, а также офенский язык в чистом виде, носителей которого ещё и до сих пор можно встретить;

 

- Во-вторых, офенские корни в части русских фамилий, порой весьма и весьма известных.

 

Несколько примеров: по-видимому, фамилия  известного политика  Г. А. Зюганова происходит от офенского слова  зюкать – спрашивать. Следовательно, прозвище Зюганов  мог иметь человек любопытный, задающий много вопросов. Фамилия известного революционера   Г. В. Плеханова от офенского плехан – баня, следовательно, на русский может быть переведено как Баннов. И даже фамилия известного предпринимателя  М. Б. Ходорковского, от офенского ходора – нога.  На  русский может быть переведено  как  Ногинский или Ножкин;

 

- В-третьих, некоторые офенские слова  в языке молодежных и иных тусовок. Для примера поясню слова, приведенные в самом начале этой статьи. Клёвый – по офенски  означало хороший, ныне используется в том же значении. Лох, изначально мужик. Ныне употребляется в значении простак, простофиля. Неграмотные, тёмные лохи неоднократно противопоставлялись в офенском  фольклоре  клёвым, хитрым офеням, которых последние нещадно обманывали, например, продавая дрянной товар по  цене хорошего и т.д. Стебаться – от офенского стебника – игла. Портной по офенски – стебуняла. Ныне стебаться означает колоть словесно, прикалываться;

 

- В-четвёртых, офенские корни в топонимике некоторых мелких населённых пунктов, центральной России;

 

- И, наконец,  осталась загадка самого офенского языка. В пору его расцвета филологи сочли его явлением малоинтересным, не заслуживающим глубокого изучения. Мнение В. И. Даля я уже приводил. Факты, ставшие ныне известными, заставляют пересмотреть это мнение. Выскажу осторожное суждение, что кроме заимствованных и искаженных русских, в офенском языке существовал целый пласт слов, уходящих корнями в седую древность, заимствованный от сакрального, магического языка  наших далеких предков. Офенский язык ещё ждет своего тщательного изучения.


Колотов Андрей Владимирович

Томск.

25 октября 2003г.

Категория: Разные разности | Добавил: Админ (29 Авг 2010)
Просмотров: 801 | Теги: русь, русский язык
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017