Бологое - Малые города России - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » Малые города России

Бологое
А есть ли город Бологое? Все вспоминают станцию, ощущение от которой сугубо ночное (днем Бологое мало кто видел). Поезд Москва-Петербург (Петербург-Москва) стоит здесь 10 минут. И все же - в этом городе есть что посмотреть, правда-правда!
Немного истории. Ну про I тысячелетие до н.э. и фино-угорские племена вспоминать не будем.Начнем с Новгородской республики, в состав которой земли вокруг озера Бологое входиди до XV века (первое упоминание Бологовского погоста встречается в Новгородской писцовой книге 1495). В конце XV века местность это вошла в состав Московского государства, которому земли были не слишком нужны, а значит и осваивать их сильно не торопились.

С 1708 года Бологое - в составе Ингерманландской губернии; с 1719 - Новгородской провинции Санкт-Петербургской губернии; с 1772 - Валдайского уезда Новгородской губернии. Бологое было на полпути из одной столицы в другую, к тому же природные условия здесь более чем благодатны (куча озер, сосновый лес, горочки и пригорки). Поэтому во второй половине XVIII века здесь стали возникать дворянские усадьбы. Ну а после строительства Петербургско-Московской железной дороги (1843-1851) экономическое и социальное развитие Бологого пошло ускоренными темпами. Вдоль северного берега озера Бологое был выстроен комплекс железнодорожной станции и пристанционный поселок. По берегам озера продолжали образовываться и дворянские усадьбы. Особой известностью пользовалась усадьба князей Путятиных, ставшая местным культурным центром. Здесь бывали художник Н.К.Рерих, археолог А.А.Спицын, фольклорист А.Ф.Гильфердинг и другие. Летом 1917 года усадьба сгорела.

В конце XIX- начале ХХ века местность между озером Бологое и станцией была застроена и образовала центр современного Бологого. Нынешний город сложился из деревень Бологое, Медведево, Огрызково, Борки, Новая горка и др. К рубежу веков образовались довольно правильные кварталы жилой застройки и две полощади: Соборная (Александровская) и Торговая. Доминантой города стал Покровский собор, возведенный на Александровской площади в 1885 году (разрушен в 1932). Градообразующим оставался комплекс железнодорожных строений. В связи с увеличившимся количеством перевозок многое было перестроено; здание вокзала надстроено вторым этажем, возникли новые служебные и жилые постройки. В 1890-х годах появились лесопильный и два кирпичных завода с примыкающими к ним слободами. В 1900 году был разработан очередной проект реконструкции (утвержден в 1908), по которому возведены дистанция сигнальной тяги; водонапорная башня, будки путевых обходчиков и т.п. Тогда же сложился комплекс железнодорожных построек на станции Медведево (вошедшей в состав Бологовского узла) и станции Бологое-2. Кроме того строились церкви, купеческие дома, просто жилые дома, усадьбы, дачи. Население Бологого к 1917 составляло 15-16 тысяч человек, что превосходило многие города Новгородской губернии.

После революции город продолжал развиваться как крупный железнодорожный центр. Во время Великой Отечественной войны Бологое было сильно разрушено бомбардировками. Сейчас город смотрится довольно гармонично, новое соседствует со старым, не слишком навязываясь. Прогулка по городу (особенно по центральной части) приятна, осмотр сохранившихся железнодорожных раритетов бесспорно интересен (особое удовольствие для любителей). Ну а находящаяся в черте города в сосновом лесу дача инженера Рашевского мало кого оставит равнодушным. Самое красивое в Бологом, конечно, озеро. Огромное, с живописными берегами, местами покрытыми лесом, оно просто великолепно (даже зимой). Да и сам городок не просто существует, а является симпатичным населенным пунктом, со своим железножорожным (и не только) шармом.



Известно, что в 1735 году в Бологом была возведена деревянная церковь Покрова Богородицы (не сохранилась). Рядом с ней в 1801-1808 годах по заказу помещика И.А.Мельницкого выстроили Троицкий храм, выдержанный в строгих формах классицизма.


Жилой дом купца Рябинина возведен в последней четверти XIX века в стиле эклектики. Украшением постройки служат рустованные наличники, обрамляющие окна второго этажа, а также карниз и филенчатые пилястры. Здание стоит на старейшей площади города.


Это Торговая площадь, ныне носящая имя Ленина. В центре площади сооружен памятник великому вождю, взирающему со своих высот на озеро Бологое.


Второй старейшей площадью являестя Соборная или Александровская (ныне Советская). Она окружена симпатичными купеческими особняками, возведенными в конце XIX - начале ХХ веков. Выстроенный в 1910-х дом купца Артемьева украшен фигурным аттиком с шатром и шпилем


Не менее выразителен и дом лесоторговца и строительного подрядчика Семена Константиновича Мельникова. По местным масштабам дом можно назвать "доходным": в полуподвальном этаже размещалась булочная-кондитерская; на первом - модный магазин и шляпная мастерская; на втором - жил хозяин с семьей.


На северном берегу озера стоит поминальная часовня, выстроенная в 1912 году на месте кинотеатра, при пожаре которого в 1911 погибло много народа. Постройка выполнена в русско-византийском стиле.


Вокзал был выстроен в середине XIX века по типовому проекту для вокзалов островного типа 1 класса. Это был одноэтажный вытянутый корпус с закругленными торцами. В 1870-е годы надстроен второй этаж, а к началу ХХ века вокзал удлинили в западном направлении. Современное здание сохранило в основе первоначальную постройку.


Пристанционный поселок состоял из одно- и двух- этажных деревянных домов разных типов. Все они сложены из крупных бревен, обшитых тесом, имеют кирпичный цоколь; многие имеют ризалиты и треугольные фронтоны.


На окраине города, на Красной горке, стоит дача инженера Рашевского. Ныне это территория больницы, и в самой постройке располагается подстанция скорой помощи. Но это не мешает осмотру памятника.


Инженер Рашевский, строитель Московской окружной железной дороги, выстроил дачу по собственному проекту в живописной холмистой местности среди соснового леса, который вокруг дома был преобразован в пейзажный парк с системой дорожек.


Кирпичный дом стоит на цоколе из гранитных блоков. Парадный вход расположен с северной стороны и смотрит на небольшое озеро Озеревки, находящееся у подножия горы.


В южной части дома расположена каркасная застекленная веранда. Внизу, на дне глубокой впадины, прямоугольный пруд, обсаженный елями. На склоне холма (между домом и прудом) были устроены террасы, соединенные бетонной лестницей.


И все же главным украшением Бологого является озеро, гладь которого дает отдых глазу. В целом, перед нами приятный и симпатичный городок, а не только серединная остановка на пути из Петербурга в Москву и обратно.


Использованы материалы и фотографии сайта www.proselki.ru
(C) фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля

Категория: Малые города России | Добавил: Админ (18 Окт 2009)
Просмотров: 1616 | Теги: малые города России
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017