Валдайские колокольчики - Разные разности - КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? » Разные разности

Валдайские колокольчики
Дороги в России длинные, трудные. Как управлять мчащейся тройкой, если в одной руке надо держать рожок и сигналить в него, как это делается в Европе? Сибирский тракт – не Венский лес, не до церемоний. Потому русские ямщики свистели да кричали, чтобы освободить дорогу, пока какая-то светлая голова не придумала привязывать к середине дуги небольшой колокольчик. Случилось это примерно во второй половине XVIII века. Назвали колокольчик ямщицким или поддужным.

Ямщицкий колокольчик – всего лишь сигнальный инструмент: слышимый за две версты, он предупреждал всех о приближении возка или экипажа. Но как исключительно национальное явление, он в короткий срок и на долгие годы стал частью русской жизни, одним из ее символов, легендарным и поэтизированным.

Самые известные ямщицкие колокольчики делали на Валдае. Город Валдай, получивший свой статус в 1772 году, стоял (и стоит) на середине самого оживленного и самого благоустроенного тракта Российской империи – между Москвой и Санкт-Петербургом. Городу суждено было стать одним из центров изготовления гужевого транспорта, конной амуниции, в том числе и ямщицких колокольчиков.

К середине XIX века в городе Валдае работало около сотни кузниц и три колокольных завода. Завод купцов Усачевых, который закрылся только в конце 20-х годов ХХ века, в лучшие годы выпускал продукции на 40 тысяч рублей.

Именно валдайские мастера, начиная с 1802 года, стали делать по нижнему краю колокольчиков, который называется «юбкой», надписи, фиксируя год, место отливки, имя мастера или заказчика.

В XIX веке в Российской империи поддужные колокольчики отливали в городах и селах Вятской, Рязанской, Нижегородской, Тобольской губерний – в основном вблизи дороги, которая вела из Москвы через Урал, Сибирь (на Восток). И, конечно, каждый мастер, каждая мастерская или колокольный завод вносили что-то свое. В частных и музейных коллекциях хранятся ямщицкие колокольчики – поддужные, подшейные, валдайские, сибирские, шадринские, гречушные, гладкие, граненые, с решеткой, с валиком, резные, с орнаментом или надписью.

Надписи на колокольчиках делали шутливыми, напутственными, назидательными: «Кого люблю, того дарю», «Купи – не скупись, езди – веселись», «Дар Валдая», «Звени, утешай – ехать поспешай», «Звону много – веселей дорога», «Нет барыша, зато слава хороша» и др.

Технология производства ямщицких колокольчиков отличалась от литья колоколов большего размера: и плавильные печи использовали другие, и уголь. И квас в рецептуре присутствовал – его добавляли в формовочную землю, в квасной гуще осветляли колокольчики из низкосортной меди. Но главным делом было правильно составить сплав. Мастера-литейщики руководствовались собственным опытом и рецептами, секретами, которые передавали им наставники.

Может быть, поэтому их зарубежным коллегам и не удавалось отливать такие же звонкие колокольцы. Они копировали изделия русских мастеров вплоть до надписей на русском языке и продавали их как оригиналы – выгодное было дело…

Ямщицкие колокольчики очень быстро завоевали популярность, и стало их так много, что в 1836 году вышло постановление Сената, которое запрещало употребление колокольчиков на частных или вольнонаемных экипажах. Колокольчики могли иметь только почтовая гоньба и чиновники земской полиции при исполнении служебных обязанностей.

И тогда народ вспомнил о бубенцах. Маленькие шарообразные колокольчики с одной или несколькими дробинками внутри с незапамятных времен использовались как обереги, украшения, пуговицы. После запрета на колокольчики в частных поездках вместо них стали подвешивать – на дуге, на оглоблях, на ремнях уздечки – гроздья бубенцов.

Бубенцы делали из меди, железа, бронзы, серебра, и были они штампованные, кованые, литые. Для бубенцов, которые вешались на шею лошади, изготавливали специальную кожаную «оправу» – аркан. К нему крепилось до трех десятков бубенцов. Иногда в аркан добавлялся один или несколько негромких колокольчиков.

Звон у бубенцов тихий, воркующий, за что их называли воркунами. А еще – позвонцами, балабончиками, гормотунчиками…

В конце XIX века частный гужевой транспорт разных видов и мастей (запреты действовали плохо) «озвучивали» иногда по два-три десятка воркующих бубенцов и несколько звонких колокольчиков. Все это тщательно подбиралось в лад: солировал самый крупный колокольчик на дуге, вторили ему висевшие по бокам колокольчики-«подпевалы», аккомпанировали бубенчики.

(с)Валентина Кобзарь

Категория: Разные разности | Добавил: Админ (04 Июн 2009)
Просмотров: 1107 | Теги: традиции, транспорт, лошади
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017