Все о домовых - Русская мифология - КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? » Русская мифология

Все о домовых

В старину многие считали, что в городах и особенно в деревнях рядом с человеком живут домовые и духи, почти невидимые и трудно уловимые. Возможно, в этих поверьях таятся не только предрассудки, но и знания, переходившие из поколения в поколение. Объявить их плодами воображения невежественных людей было бы слишком просто.

«Доможилы» и «дворовые»

О том, как выглядел домовой, о его нравах и повадках лучше всех знали те, кто постоянно жил с ним рядом - русские крестьяне. А рассказов на эту тему было записано немало.

Домовые «по роду службы» делились на «доможилов» и «дворовых».

Первые, понятно, обитали в избах: зимой, в холода, на печи, а летом перебирались туда, где попрохладнее - в чулан или на чердак. «Дворовые», как следует из их названия, жили во дворе, в хлеву, прятались в сараях. По рассказам очевидцев, «доможилы» имели вид маленьких лысеньких старичков, покрытых шерстью.

Если домовые находились с хозяином в добрых отношениях, то и дом, и двор, и хозяйство были в полном порядке. «Доможил» охранял избу и все хозяйское добро. Он отгонял воров, предупреждал о грозящих бедах. «Дворовый» заведовал двором, следил за скотиной. С собакой и козлом находился в большой дружбе, очень любил лошадей и, бывало, озорничал: придет хозяин в конюшню, а гривы у коней заплетены в косички!

Если во дворе раздавался странный стук, слышалось оханье, а в пустом доме - какие-то таинственные шаги, то, несомненно, это подавал свои сигналы домовой. Сигналы эти, по мнению крестьян, предвещали несчастье: пожар, болезнь или гибель скотины, а то и смерть кого-нибудь из близких.

Рассказывали, что до женщин все домовые были большими охотниками, однако никогда не позволяли себе заводить шашни с женой хозяина, его дочерьми и невестками. Обходились нанятыми работницами. Причем делали это так осторожно и скрытно, что даже сама женщина далеко не всегда помнила о ночных визитах домового.

«Стой, батюшка, стой!»

Да и немудрено: домовой прежде всего напускал на возлюбленную крепкий сон, а наутро ей казалось, что все произошло во сне. Болтливые работницы не стеснялись и рассказывали подругам, как ночью к ним приходил красивый парень, обнимал и целовал их.

«Доможила» видели редко. Чаще это происходило, когда богомольная хозяйка истово, подолгу молилась. Тогда «доможил» в образе старичка появлялся и безмолвно проходил мимо. Для хозяйки это был ясный знак, что ее молитва домовому не нравится и пора заканчивать.

А вот «дворовый» домовой показывался перед людьми частенько. Бывало, что кто-либо из хозяев, работая во дворе, вдруг замечал в укромном уголке темную фигуру ростом с человека. Лица не разглядеть. Стоит, прислонясь к стене, смирно стоит, «словно его тут и нет». Хозяева сразу узнавали, что это домовой, не пугались, скажут только: «Стой, батюшка, стой! Блюди скотинку нашу, охраняй от чужих».

В еде домовые не отличались привередливостью. «Доможилу» достаточно было оставить в укромном месте ломоть черного хлеба с солью. Он найдет угощение и съест с удовольствием. «Дворовому» для пропитания следовало оставить немного сенца и мякинки, то есть остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе. А вот овес «дворовый» домовой никогда не трогал, так как знал, что овес дорог и его берегли для лошадей. Был он благодарен, если хозяйка оставит ему кусочек хлеба, порадуется, что его помнят и балуют.

Встреча с волосатым старичком

Своего дома и двора домовые не покидали. Умрет хозяин, остаются жить у его сына, затем - у внука и так далее. В случае, если на беду дом сгорит, временно поживут у приятелей-домовых, пока новую избу не построят, и возвращаются на прежнее место.

Очень не любят домовые жадных, несправедливых хозяев. У таких крестьян «дворовые» домовые портили коров, овец и разводили на скотном дворе и в хлевах всяческую нечисть. Если и после этого хозяин не делался добрее, то поступали еще хуже: в дом впускали воров и конокрадов, а то и пожары устраивали. Иногда даже навсегда покидали дом. Тогда на их место приходили домовые бесприютные, своеобразные «бомжи».

Крестьяне утверждали, что домового можно вызвать, то есть сделать так, чтобы он вышел. Способ был несложный: требовалось лишь бросить чистый гребень в ведро с водой. На третий день в ведре находили человеческий волос. Его вылавливали, сушили, и тогда на короткое время показывался домовой.

Одна крестьянская девушка рассказывала, что после такого вызова к ней явился старичок в чем мать родила, весь обросший волосами, с длинной белой бородой и с «обезьяньим» лицом. Конечно, девушка испугалась, закричала, и домовой в ту же секунду исчез, Когда же девушка рассказала о случившемся отцу, тот успокоил ее: видеть домового совсем не к беде, а, напротив, к счастью.

«Царь овинный»

У «доможила» и «дворового» был собрат - домовой под названием «овинник» или «царь овинный». Такое название он получил потому, что постоянно жил в овине, то есть в помещении, где сушились снопы. «Овинник» тоже имел вид маленького старичка, или какого-нибудь животного. Жил он тихо, если чувствовал любовь и уважение к себе. А если испытывал пренебрежение, вражду, то мог, как говорили крестьяне, и «памятку сделать», другими словами, устроить неприятность.

Зная это, в деревнях в день именин «овинника» (был такой особый день в году) ему приносили угощение: пирог и петуха. Хозяин кланялся и говорил: «Овин-овин, постой подольше, а ты, овинный, будь добр и ласков». Небольшой кусок пирога хозяин съедал сам, а остальную часть оставлял имениннику. Затем отрубал голову петуху и кровью окроплял помещение овина. Петушиную голову также оставлял «овиннику».

После такого обряда можно было твердо рассчитывать, что никакой беды не случится. Однако плохо приходилось тому хозяину, который забывал про именины «овинного» и не приносил ему подарки. «Овинный» мог запомнить обиду, выждать год-другой, а потом жестоко отомстить, устроив, например, пожар.

Один крестьянин рассказывал, как темной осенней ночью пошел в топившийся овин. Отворив дверь, он увидел перед собой здоровенного черного кота величиной с хорошую дворовую собаку. Глаза у кота блестели и были огромными. Едва крестьянин вошел в овин, кот бросился в угол и там вмиг исчез, будто сквозь землю провалился. Это был самый настоящий «овинник», принявший облик черного кота. Крестьянин со страху лишился дара речи и еле до дома добрался на дрожащих ногах.

Полтергейст -козни домового?

А в банях жил дух - тоже своего рода домовой, который так и назывался «банник», дух нечистый, дьявольский. От него ждали одних несчастий. В банях он обитал не только потому, что очень любил тепло, но и оттого, что люди там, раздеваясь, крест снимали. «Страсть не любят банники креста Господня», - говорили в народе. «Живут банники, - рассказывали крестьяне, - не одни, а с девками, которых похищают в младенчестве у родителей еще некрещеными, а также и с крещеными, но проклятыми матерями».

«Банники» могли принять самый разнообразный облик: хозяина бани, его родственника или знакомого. Сколько раз бывало: видят - пошел человек в баню, а в ту же самую минуту его видели в другом конце деревни за какой-нибудь работой.

Существует поверье, что в бане около полуночи моются черти, родные братья «банника». И в это время никому не придет в голову идти в баню. В старые времена крестьяне от мала до велика почитали домовых, но и побаивались их. И когда в домах происходят странные случаи, например, знаменитый полтергейст, когда сами собой начинают летать предметы или двигаться мебель, стоит задуматься: не проказничает ли обиженный и рассерженный на нас домовой?

Геннадий ЧЕРНЕНКО
-------------------------------------------------------
Источник: Журнал "Тайны ХХ века" № 3 2009 г.
Категория: Русская мифология | Добавил: Админ (20 Май 2009)
Просмотров: 880
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017