Красоту Плеса, его
удивительные пейзажи не описать словами. Фотографии слишком реальны для здешних
нереальных пейзажей. Сюда надо приехать, увидеть и почувствовать все самому...
На высоком берегу Волги,
при впадении в нее реки Шохонки, издревле жили люди. Когда-то здесь располагался
город Чувиль, возведенный по приказу то ли Юрия Долгорукого, то ли Всеволода
Большое гнездо. Он был и сторожевой заставой на высокому берегу Волги, и
торгово-ремесленным центром: городской посад растянулся вдоль Волги почти на 2 км. Увы, город был разрушен
во время набега ордынского войска (1238), о чем сообщается в «Сказании о
разорении Рязани Батыем».
Вид с Соборной Горы
Исторический центр Плеса -
Соборная гора ("гора Свободы"). Место для старой деревянной крепости
было выбрано на редкость удачно: крутые склоны со всех сторон, и даже "с
приступа" - значительное понижение рельефа. Обзор с городища великолепен:
его древние жители, вероятно, издалека замечали врага, ну а мы теперь можем
просто любоваться далекими волжскими просторами.
Нынешний Плес основан в
1410 году сыном Дмитрия Донского великим московским князем Василием как
укрепленный сторожевой пункт на подступах к Костроме. На высоком холме между
долиной Шохонки и глубоким оврагом выросла деревянная крепость с дозорными
башнями и двумя воротами. Был вырыт ров, насыпан вал, первоначальная высота
которого достигала 6 метров.
В крепости была деревянная церковь, воеводский двор, склады вооружения и
продовольствия, жилые постройки. Вокруг располагались слободы: Троицкая,
Гончарная, Набережная, Рыбная, Серковская.
С XVI в. Плес находится в
составе централизованного Русского государства. В XVII в. он был разорен
польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Тогда и не стало деревянной
крепости: то ли сгорела, то ли обрушилась от ветхости. Каменное строительство
началось в конце того же века. Успенский собор (1669 г.) до сих пор
красуется на Соборной горе.
На вершине Соборной горы
среди берез и молодых дубов стоит Успенская церковь. Она была построена в 1699
году на месте сгоревшей деревянной.
В XVIII веке каменное
строительство продолжалось, в 1778 году город, став уездным центром Костромской
губернии, получил свой герб и генеральный план застройки, воплощение которого в
жизнь послужило основой современной планировки Плеса.
На ту пору в городе имелись
«полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, казенный
соляной склад, 10 кузниц и девять лавок торговых, в коих купечество и мещанство
торгуют разными шелковыми, бумажными, полотняными и шерстяными товарами...».
Кроме того, известны были
местные ювелиры. Это с их легкой руки сформировались ювелирные центры в
окрестных селах Красное и Сидоровское.
Большое развитие получили в
Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный. Особенно отличались в своем
ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры,
получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи.
Издавна славились и
плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по
дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их
на Нижегородскую ярмарку.
Кстати, возрождение народных промыслов представлено сегодня не только в Музее,
что находится на набережной левее причала, но и в Выставочном зале местных
художников - тоже на набережной, но с правой стороны от пристани. В обоих
местах можно приобрести понравившиеся изделия, причем не дороже, чем предлагают
коробейники на самой набережной.
Парадная застройка
набережной, выложенные булыжником живописные спуски, соединяющие улочки,
расположенные в несколько ярусов на крутом берегу Волги - все это было задумано
еще по старому генплану.
В XIX веке город становится
одним из важных речных портов на Волжском торговом пути. Но развитие
судоходства на Волге тогда уже содействовало привлечению значительного числа
туристов из буржуазных кругов Москвы.
Частные пароходовладельцы,
конкурировавшие между собой, стремились привлечь на свои пароходы больше
пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских
дебаркадеров берега Плеса.
В это время строятся
Троицкая (1808) и Воскресенская (1817) церкви. В середине века здесь уже много
каменных построек: 35 жилых домов, 7 церквей, 2 часовни, 3 здания торговых
рядов.
Вид на бывшую Троицкую
слободу с Соборной горы мало изменился за последние сто лет. Ансамбль
центральной площади Плеса с двумя Троицкими церквями (летней и зимней),
сложившийся в первой половине XIX века, выглядит довольно торжественно.
Осенью 1871 года была
пущена железнодорожная линия Иваново - Кинешма.
Сразу же стала невыгодной
отправка хлеба гужевым транспортом. Барыши от хлебной торговли потекли в
карманы кинешемских купцов.
Плес становится местом
отдыха для наезжающих дачников. Местные
домовладельцы сдавали свои дома для отдыхающих. Именно в эту пору
"дачного" Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с
друзьями и московский художник-пейзажист И.И. Левитан. Его картины "Осень.
Мельница. Плес", "Вечер. Золотой плес", "После дождя.
Плес", "Тихая обитель" написаны здесь. А в неземной картине
"Над вечным покоем" фантазия художника соединила озерные просторы
Удомли и старую кладбищенскую церковь из Плеса.
Выражаю огромную благодарность авторам приведенных здесь фотографий Елене и Дмитрию Теркель, а также сайту Проселки.ру (http://www.proselki.ru/) за частичное использование материалов.
Еще несколько изображений города можно посмотреть в разделе "Фотографий"...