Таинственная «трын-трава» -
это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не
волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась
«трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи - немудрёная
крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло
особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это
означало, что ни на что путное он не годен.
Подложить свинью
По всей вероятности, это
выражение связано с тем, что некоторые народы по религиозным соображениям не
едят свинину. И если такому человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо,
то этим оскверняли его веру.
Всыпать по первое число
Не поверите, но... из
старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав,
кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго,
вплоть до первого числа следующего месяца.
Прописать ижицу
Ижица - название последней
буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых
учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить,
наказать, проще выпороть. А вы ещё ругаете современную школу!
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий.
Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле
«сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая
(«голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке,
который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь
разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм
этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья),
оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие
поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый человек
В старину на Руси «путём»
называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь
сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь
конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались
заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с
пренебрежением отзывались: непутёвый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне
безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во
времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в
вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках
водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный
козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик. Его
воспринимали как никчемного, несерьёзного человека.
Водить за нос
Видно, дрессированные
медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с
ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И
заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить лясы
Лясы (балясы) - это точёные
фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только
настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную,
причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к
нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение
обозначать пустую болтовню.
Зарубить на носу
В этом выражении слово
«нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная
дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда
носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались
всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в
среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при
прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке
охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся
на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так:
«Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не
сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо
присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить
козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и
когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из
дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу.
Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело,
не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и
пошла наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи - древнейшие предки
русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна.
Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних
римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну
возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно
выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто
оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться
ко всему, что неизвестно когда исполнится.
Попасть в переплёт
В диалектах переплёт -
сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во всякой ловушке, оказаться в ней
- дело малоприятное. Реветь белугой
Реветь белугой
Нем, как рыба - это вам
известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ? Оказывается, речь здесь не о
белуге, а белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревёт
очень громко.
Козёл отпущения
История этого выражения
такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал
обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи
всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и
обряда уже не существует, а выражение все живёт...
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто
топили по-чёрному: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а
через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет
дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру,
непогоде, а то и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и
в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое
понравится домовому. А не понравится - заболеет, захиреет или убежит. Что
делать - не ко двору!
Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой?
Оказывается, стоять дыбом - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть,
когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон - это острый шест. А
в некоторых русских губерниях так называли четырехзубые вилы. Действительно, не
очень-то на них попрёшь!
Вверх тормашками
Тормашить - во многих
русских губерниях это слово означало ходить. Значит, вверх тормашками - это
всего-навсего вверх ходилками, вверх ногами.
Тёртый калач
Между прочим, и на самом
деле был такой сорт хлеба - тёртый калач. Тесто для него очень долго мяли,
месили, тёрли, отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была
пословица - не тёрт, не мят, не будет калач. То есть человека учат испытания и
беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить
рыбу на чистую воду. А если рыбу, то все понятно: в зарослях камыша или там,
где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и
уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном - пусть попробует. Так и
разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.
И на старуху бывает проруха
А что это за проруха
(ошибка, оплошность у Ожегова и Ефремовой) такая, прореха (т.е. изъян, дефект)
что ли? Смысл, следовательно, такой: И умудрённый опытом человек может ошибаться.
Толкование из уст знатока древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха
Поруха (укр. ж. разг.-сниж. 1 - Вред, разрушение, порча; 2 - Беда). В
конкретном же смысле поруха (др. рус.) - изнасилование. Т.е. всё возможно.
Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин
Никита Щекомяка заблудился в бескрайней, тогда русской, степи и попал к
половцам. Когда половцы спросили его: Откуда ты, Никита? Он отвечал, что из
богатого и красивого города Киева, и так расписал кочевникам богатство и
красоту родного города, что половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к
хвосту своей лошади, и половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита
Щекомяка попал домой при помощи своего языка.
Шаромыжники
1812 год. Когда французы
Сожгли Москву и остались в России без пропитания, они приходили в русские
деревни и просили пропитания Ше ра ми, типа дайте мне. Вот русские и стали их
так называть. (одна из гипотез).
Сволочь
Это слово идиоматического
оборота. Есть такая река Волочь, когда рыбаки приплывали с уловом, говорили
наши с Волочи пришли. Есть еще несколько томологических смыслов этого слова.
Сволакивать - собирать, волочь. От них и произошло это слово. Но ругательным
оно стало совсем не давно. Это заслуга 70 лет в КПСС.
Знать всю подноготную
Выражение связано со
старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди,
добиваясь признания.