Жизнь бояр и дворян в допетровской
Руси была монотонна и однообразна. Развлечений было немного, да и
предназначались они в основном для мужчин. Для женщин и девиц практически
единственной «отдушиной» были посещения церкви и поездки по святым местам, да
редкие приемы гостей. На пирах женщины присутствовали редко, исключение
составляли только свадебные пиры.
Это «застоявшееся болото» и
решил разбередить молодой царь Петр, когда стал единовластным монархом. С
молодых лет он привык отдыхать в Кукуе (немецкой слободе), где пристрастился к
танцам и относительно вольным взаимоотношениям с дамами, которые чувствовали
себя на танцевальных вечерах и застольях вполне непринужденно.
Еще в московский период
своего царствования Петр, вернувшийся из заграничной поездки, стал устраивать
«светские собрания», на которые приглашались не только бояре и дворяне, но и их
жены с дочерьми. Необходимость одеваться в европейские платья и выводить женщин
в свет боярство встретило с выраженным сопротивлением. Чуть ли не за доблесть
считалось найти причину и уклониться от посещения собраний, хотя за это Петр
грозил суровыми карами, хотя обычно ограничивался устными внушениями, но
попавшихся под горячую руку мог и поколотить.
С началом Северной войны
царю стало не до воспитания бояр, собрания проводились от случая к случаю, да и
царила на них откровенная скука – танцевали единицы, а остальные чинно
восседали по лавкам и новомодным стульям.
Когда внешнее положение
страны стало стабильным, столица, а с ней и сановники, перебралась в Петербург,
Петр вернулся к идее проведения светских собраний, на которых бояре, дворяне и
богатое купечество могли бы не только веселиться, но и общаться в
непринужденной обстановке. Чтобы придать нововведению необратимый характер, царь
в 1718 году издал специальный указ, в котором определил порядок проведения
ассамблей.
Само слово «ассамблея» для
России было новым, и царь в указе его даже прокомментировал, определив, что
означает оно собрание или съезд в каком-то доме «не только для забавы, но и для
дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также
слышать, что где делается, при том же и забава...».
От устроителей ассамблей
(проводили их сановники по очереди или по распоряжению монарха, позднее –
генерал-полицмейстера) требовалось организовать оповещение о месте и времени
проведения и подготовить помещение. Посещать ассамблеи позволялось всем, лишь
бы были прилично одеты и не пьяны чрезмерно. Но мужчинам настоятельно
рекомендовалось приходить с женами и дочерьми.
Начинались ассамблеи обычно
в 4-5 часов пополудни, а заканчивались примерно в 10 часов вечера. От хозяина
не требовалось встречать гостей, которые вольны были приходить в любое время,
лишь бы укладывались в отведенный временной промежуток. Обязанности угощать
гостей тоже не было, можно было предложить гостям ужин, а можно было
ограничиться и одними прохладительными напитками.
Единственно, что
требовалось неукоснительно, обеспечить место для танцев и пригласить
музыкантов, а для нетанцующих подготовить столы с шахматами, шашками, трубками
и табаком. Азартных игр на своих ассамблеях Петр не позволял.
Ассамблеи, как и ранее
собрания, приживались с трудом. Особенно боярство дичилось танцев.
Предусматривалось, что любой кавалер может приглашать на танцы любую даму,
включая царицу, царских сестер, дочерей и племянниц. Большинство первых
ассамблей проходили в присутствии Петра, который любил и умел танцевать, а
посему стремился втянуть в танцы всех присутствующих, без скидок на возраст и
дородность.
Естественно, что старшее
поколение сановников танцевать не умело. Вынужденные участвовать в танцах, они
выделывали такие неуклюжие, но забавные коленца, что вызывали смех. Тех же, кто
во время танца падал, царь обязывал выпить штрафной кубок, «чтобы ноги веселей
ходили». А падали поневоле: тесные европейские одежды, высокие каблуки, а у дам
еще корсеты и юбки с фижмами с непривычки чрезвычайно стесняли движения.
О женских платьях разговор
особый, чего только стоили одни «срамные» декольте, на которые старые бояре
смотреть без содрогания не могли. Вспомните фильм «Сказ про то, как царь Петр
арапа женил», в нем многие моменты подмечены очень точно, хотя и не без
утрирования.
Первое время на ассамблеях
играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог
Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро
завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты
приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление
доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание
оркестра мог и наградить.
Танцы обычно делились на
две части. Сначала танцевали церемониальные (полонез, менуэт), отличавшиеся
сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Затем же начиналось общее
веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно
нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали
экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их
повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог
продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей
несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно
придумывая новые движения.
Постепенно ассамблеи
прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре
перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией
целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не
возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.
Зачастую ассамблеи заканчивались
попойками, как и многие увеселения Петра, но это только придавало им веселости.
Для веселья на ассамблеях устраивали различные шутки, зачастую вульгарные и
даже жестокие, практиковались и выступления шутов, тоже не отличавшиеся
изысканностью. Но это было веяние времени, грубые нравы в России изживались с
трудом и какое-то время соседствовали с европейской утонченностью.
Вслед за столицей ассамблеи
стали проводить и в Москве, а иногда и в других городах. Так, после постройки
Петром в Таллине дворца для Екатерины, в нем несколько раз проводились
ассамблеи, что было в диковинку для местной знати.
Со временем петровские
ассамблеи превратились в светские балы, из них ушли грубые выходки, но и
веселья поубавилось. Даме уже можно было прилюдно целовать только ручку. Да и
посещать балы могли только избранные. В XIX на отдельные императорские и
великосветские балы купечество и богатые мещане еще допускались, но без права
танцев и посещения застолья. Для них даже устраивались специальные места в
стороне от танцующих, откуда можно было наблюдать за происходящим.
В наше время снова можно
увидеть петровские ассамблеи, но это уже всего лишь театрализованные
представления, как, например, в Переславле-Залесском в зале «Ротонда», который
в свое время местные дворяне построили для проведения торжественных мероприятий
в память Петра I.