Наши предки – русичи –
слагали легенды, которые отражали высокие нравственные принципы русских. Но что
еще интереснее, черных мифов о Древней Руси не сочиняли и ее соседи!
Единое Киево-Новгородское
государство, Древняя Русь, начала формироваться вокруг знаменитого Пути из варяг
в греки. Русских купцов прекрасно знали в Византии, в торговых городах Нижней
Волги и Прикаспия, куда вел Путь из варяг в хазары – по пути с Балтики в
бассейн Волги через волоки.
Русских знали во всем
бассейне Балтики, в Польше, Германии и Венгрии, во всем неспокойном степном
мире. До принятия христианства Владимиром четверо из его бесчисленных жен были
скандинавского происхождения, остальные – и касожками, и болгарками, и
славянками…
Его сын Ярослав Мудрый –
христианин, но его семья – средоточие международного родства.
ПОЛОВИНА всех браков в роду
Рюриковичей между 862 и 1237 годами заключена между русскими княжнами и
князьями и иноземными принцами и принцессами. Половина!
О чем говорит это обилие
династических браков? В первую очередь о высоком статусе Руси на международной
арене. С династией не авторитетной, с владыками мало значащей страны никто не
стремится заключать браков. Если ПОЛОВИНА отпрысков династии находят себе пару
среди других царствующих родов, это говорит о высоком статусе Руси в Европе.
Брак с русским или с
русской был ПРИВЛЕКАТЕЛЕН для представителей правящих родов. Отметим это как
важнейшую деталь!
Но Русь знали в Европе и
простолюдины, по крайней мере, горожане. Ведь она вела оживленную торговлю с
Европой. Через Богемию-Чехию и Польшу, через Галич и Львов шла торговля с
Германией. Раффенфельштадское таможенное установление 906 года содержит
упоминание о русских купцах.
Ратисборн в XI и XII веках
– основная точка торговли с Германией. Здесь была особая корпорация купцов,
торговавших с Русью, – «рузарии».
Новгородские купцы активно
торговали с немецкими купцами Риги, Ревеля и Дерпта. В Новгороде была
корпорация купцов, торговавших со Щецином, новгородцы часто посещали Волин.
Но кроме того, новгородцы
были активнейшими мореплавателями. У них был флот в сотни вымпелов и эти
«вымпелы» были ничем не хуже, чем корабли датчан или шведов.
Новгородцы не только ждали
к себе купцов-гостей; они сами регулярно плавали по морю в Данию, в Любек и в
Шлезвиг. В XII веке они основали свою колонию на острове Готланд, в главном
городе Висби; там стояла новгородская церковь.
В новгородских летописях упоминается,
что в 1131 году на обратном пути из Дании погибло 7 торговых кораблей с
командой и грузом.
В 1157 году шведский король
Свейн III захватил много русских кораблей.
В 1187 году император
Священной Римской империи германской нации Фридрих II даровал равные права на
торговлю в Любеке голландцам и русским.
Сукно из бельгийского
города Ипра высоко ценилось в Новгороде и привозили его сами новгородцы.
Уже в XII веке в Новгороде
появился Готский двор. Основали его купцы с острова Висбю, предшественники Ганзы.
С конца XII века в
Новгороде находился Немецкий двор и посольство Ганзы.
Но в том-то и дело, что мы
не знаем ни одного черного мифа о Древней Руси! Все известные нам отзывы о ней
– только положительные. Это не менее важный аргумент авторитета Руси на
«международной арене», чем династические браки!
Черные мифы сочиняли порой
разные земли Руси друг о друге. Такое бывало «чисто по-соседски». Новгород и
Киев спорили о том, кто из них главнее на Руси. Киевляне считали, что их город
основал князь Кий. И что жил он в городе вместе с братьями Щеком и Хоривом и
сестрой Лыбедью.
Новгородцы же думали иначе.
В новгородских летописях этого самого загадочного Кия называли… перевозчиком.
Якобы Кий перевозил людей и груз через Днепр, покрикивая при этом: «На перевоз,
на Киев!» Откуда и пошло: Киев перевоз, потом просто Киев.
В других новгородских
текстах Кия и его братьев представляли как лютых разбойников, которых князь в
Новгороде заточил в темницу. Потом князь сжалился, отпустил их, и разбойники
ушли к Днепру, где основали Киев.
Ни историки XIX века, ни их
современные коллеги не хотят принимать этой версии всерьез. Перед нами – черный
миф, который пытались пустить в одной части Руси про другую.
Что же до отзывов
иноземцев…
Летописец Титмар из
Мариенбурга (975–1018 гг.) подчеркивал богатство Руси и ее торговые обороты. По
его словам, он не видел нигде в Европе города больше и красивее Киева. Города,
где было бы больше красивых церквей, жители которого были бы богаче и
достойнее.
Каноник Адам из Бремена в
книге «История гамбургской епархии» называл Киев соперником Константинополя и
украшением христианского мира.
«Анналы» Ламберта
Херсфельда написаны около 1077 года – много сведений о Руси и в самых лучших
красках.
В 1229 году подписан
торговый договор между Смоленском и немецкими городами: Бременом, Дортмундом,
Гронингеном, Сестом, Мюнстером, Любеком и Ригой.
Немецкие купцы часто
приезжали в Смоленск, некоторые жили в нем постоянно. У немцев была своя
церковь Святой Девы в Смоленске.
Впрочем, Русь знали не
только в Германии, – Русь и русские часто упоминаются во французской поэзии
XI–XII веков. Также самым положительным образом.
Впрочем, долго перечислять
все сочинения византийцев, немцев, поляков, арабских и персидских
путешественников, хроники стран, в которых побывали русские, – все они очень
уважительны к россиянам.
В них царит дух или
спокойно-объективного описания, как в Бертинских анналах – французской
монастырской летописи на латинском языке, посвященной истории государства
Каролингов (741–882 гг.), или уважительной оценки русских – сильных торговых
партнеров, как, например, в анналах германских городов, торговавших с
Новгородом, или сильных воинов, как в хрониках Польши и Венгрии.
О Руси слагались саги как о
сказочно богатой «стране городов».
В скандинавских сагах
читатель найдет красочный образ Руси, в которой правят мудрые князья, из
которой выходят сильные воины, богатства которой неисчислимы, а города велики и
красивы.
Да и много их, городов –
«больше во много раз, чем во всем остальном мире».
Как видно, для
современников Древняя Русь была вполне хороша.
Однако потомки тех
иностранцев сочинили о ней немало мифов, в том числе и черных.
|