Кем командует домовой? - 26 Июля 2010 - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » 2010 » Июль » 26 » Кем командует домовой?
22:11
Кем командует домовой?
У суседушки, то есть домового, по поверьям предков, имелся довольно многочисленный штат помощников. Например, целый отряд вяшек и вяшат – так в старину называли домашних позастенных божков. Вяшки были побольше – с воробья, вяшата – помельче, с муху, а то и еще меньше – так, что без лупы и не разглядишь.



Считалось, что и те, и другие отличались завидным трудолюбием и вели исключительно ночной образ жизни. Днем спали, а как стемнеет, принимались за работу: пересчитывали все, что можно: кирпичи или бревна в стенах, солому на крыше, стебельки растений в огороде; перебирали паклю, конопатили щели.

Предки наши наделили этих персонажей добродушным и веселым нравом. В качестве службы им было определено следить за тем, чтобы не было никакого урона хозяйству. Поэтому если ночью раздавались шорохи в избе, то говорили, что вяшки трудятся либо шалят. А если что-то не так случится, вяшек с вяшатами никогда не ругали, а только вздыхали: «Ишь, недосмотрели позастенные». Одной этой фразы было достаточно, чтобы бедняжек начинала мучить совесть.

Если ж все в порядке, то в лунную ночь они на радостях танцуют и веселятся со всей простодушной искренностью своей «дитячьей души». Мало того, что вяшки незлобивы и незлопамятны, они еще и умеют быть благодарными. И если среди бестелесных сущностей эти крохи безукоризненно подчиняются домовому, то от людей с удовольствием принимают угощение – «страву».

Под крышей обретался горешник (не от слова горе, горещем называли чердак), в холодной клети при избе – сенник, под полом – чуланник, в печи Царь Огонь. Духи-обитатели двора тоже были связаны субординацией с домовым, и было их великое множество: дворовый, банник, овинник, амбарник/гумник (гуменник), птичий, клунный, зерновик.

Невидимый хозяин двора представлялся как приверженец консервативных взглядов. Ему не по нраву как новые люди, так и животные, поэтому приплод скота уносили в дом, чтобы дворовый не причинил вреда. Более всего он был дружен с собакой и козлом. Чтоб не серчал, развешивали цветные лоскуты в хлеву, куриного бога помещали.

Овинник считался огненным духом, вечно вымазанным сажей. В его полномочия входило следить за кладкой снопов, контролировать время разведения костра. Он тоже не любит посторонних и пытается их пугать. После сушки снопов ему полагалось говорить: «Спасибо, батюшка-овинник, послужил ты верой и правдой». Тот, кому довелось понравиться гуменнику, мог рассчитывать на то, что тот пополнит хлебные запасы, позаимствовав их в чужом дворе.

Садовник отвечал за плодоношение, у него под началом находились яблонник, грушевник, вишенник, сливовник, ягодник, травник. За огородом присматривал одноименный дух – огородник, которому помогали капустник, гороховик, огуречник, картошник, кукурузник, дынник, арбузник, цибульник/свекольник и даже укропник. В зависимости от того, что растет на грядках.

В общем, хозяйство, крестьянское было густо населено бесплотными существами. Но и это еще не все. Люди верили, что у всего сущего есть по два духа – один защитник, другой вредитель, и они меж собой постоянно борются, а от исхода схваток зависит урожай. Защитника полагалось задабривать жертвоприношениями, соблюдать традиционные табу и т.д. В общем, ладить надо было с невидимками, а по большому счету – жить в согласии с природой.

Просмотров: 469 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017