Ходит немало легенд о
посещении Екатериной II Тульской губернии. Однажды ее коляска застряла на
деревенской дороге, отчего императрица вышла из нее, назвав это место «Черная
грязь». С тех пор село так и называется. ... Читать дальше »
Оспа – страшная болезнь,
которая не щадила ни принцев, ни нищих, ни философов, ни простолюдинов. В свое
время оспой переболели английская королева Мария II, император Священной
Римской империи Иосиф I, испанский король Луис I, юный российский император
Пётр II, французский король Людовик XV. Безобразные рубцы были на лицах Мирабо,
Николая Гнедича, Вольфганга Моцарта. ... Читать дальше »
Сегодняшней России на
Кавказе отчаянно нужны современные Ермоловы и Скобелевы, но проблема
заключается даже не в том, что их нет, а в том, что при современной системе они
просто не могут появиться.
Первый Новый год с ёлкой в
Москве отмечали… немцы, а первая публичная «ёлка» прошла в Благородном собрании
- ныне Доме союзов
Ёлки из-под палки
Ставить в доме ёлку под
Новый год придумали немцы. Во времена язычества ель у них считалась главным
деревом, а после крещения она стала символом Рождества. ... Читать дальше »
Х век. Киевской землей руководит варяжская династия, которая
хитростью захватила власть в государстве. Варяжский князь Игорь Рюрикович
завоевывает соседние племена и облагает их данью. За жестокость и непомерно
большие налоги люди прозвали его князем-Волком.
Фронтовые сто грамм, которые получили широкую известность
как «наркомовские», ввели с 1 сентября 1941 года по личному распоряжению И.
Сталина. Ситуация на фронте в то время складывалась катастрофическая и такая
«допинговая» мера была вполне адекватна складывающейся ситуации. В тяжелейших
условиях физических и психологических нагрузок выдача водки была вполне
оправдана. Доза была рассчитана с привлечением советских медиков и не могла
вызвать опьянения. К тому же сейчас забывают, что во время всей войны
наркомовские сто грамм полагались только солдатам на передовой, тыловики водки
ежедневно не получали. ... Читать дальше »
Из этого города родом мой
друг. И столько он о нём рассказывал, да в таких подробностях и настолько
красочно, что кажется мне, – и я знаю его. Не так чтобы до последней улочки, но
особняк С. М. Прянишникова смогу отличить от стоявшего до недавнего времени
неподалеку от него, на той же улице Ленина, дома купца Шестакова.
Правда, этот населенный
пункт не всегда имел городской статус. Его основание тесно привязано к
Господину Великому Новгороду и тем трагическим событиям, что произошли на
берегах Волхова во второй половине XVI века. ... Читать дальше »
О тульском прянике впервые
упоминалось в 1685 году в писцовой книге, и у него есть своя биография. Еще в
старину мастера выпекали пряники разных форм и видов. Они могли быть с начинкой
или без нее, отличались и по составу муки. Отсюда пошли и названия –
«вырезные», лепные, печатные.
Пассажирский поезд Москва-Воркута
стоит на станции Сольвычегодск две минуты. Скорый – на минуту дольше. Так что и
смысла выходить из вагона нет. Перекурить не успеешь, как всё – даст тепловоз
предупредительный гудок и покатит состав дальше, на север. К крупным станциям и
большим городам. Микуни, Ухте, Печоре... Где и стоянка значительно дольше, и
шанс купить относительно свежей прессы или чего-нибудь съедобного – выше.
В 1961 году СССР начал массовые закупки зерна в Канаде. В начале лета 62-го дефицитные сало и мясо подорожали
примерно на треть цены.
1 июня 1962 года в целях преодоления временной нехватки
продуктов питания в СССР на треть подняли цены на молоко и мясо. Волнения были
во многих городах, но в Новочеркасске продовольственная программа партии
совпала с понижением зарплат на крупнейшем электровозостроительном заводе.
Карл Густав Маннергейм (Karl Gustav Emil Mannerheim)
(1867-1951) был шведским дворянином из Финляндии и кавалеристским офицером на
русской службе. Офицером боевым. Его произвели в полковники в ходе
русско-японской войны. По окончании войны Маннергейм продолжал службу на
востоке. В 1906-1908 годах в составе этнографической экспедиции он совершил
путешествие по западным районам Китая. Впрочем, интересовала его не этнография,
а перспективы аннексии этого района Россией и возможности ведения здесь военных
действий.
8 ноября 1770 года, 240 лет
тому назад, родился Иван Фёдорович Крузенштерн.
Потомок прибалтийских
немцев, выпускник морского кадетского корпуса в Кронштадте, участник
русско-шведской войны, и, наконец, руководитель первой русской кругосветной
экспедиции.
Европа с самого начала была частью света, плохо
оборудованной для жизни. Малонаселенной частью света, да и бедноватой, по
правде сказать. Несметные богатства Востока и Индии здешним государям и не
снились. К обмену на те богатства они могли предложить немного: оловянную руду,
янтарь, лес, меха, рабов... Тем более ценились сокровища, поступавшие с южного
и восточного берегов Средиземного моря: пряности, драгоценные камни и золото.
Традиционная точка зрения
состоит в том, что резана (мелкая древнерусская денежная единица) представляет
собой обрезанную восточную монету, вернее половину дирхема. См. например:
РЕЗАНА (от глагола
«резать») - старинная русская денежная единица, сначала предпол-но разрезанного
дирхема, позже денежная единица в 1/2 куны или 1/50 счетно-денежной гривны. К
15 в. вышла из употребления.
(Словарь нумизмата: Пер. с
нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и
связь, 1993)
Хочу обратить внимание
уважаемых читателей сайта на интересный факт. На знаменитом памятнике
"Тысячелетиее России" в Новгороде Великом за спиною Рюрика находится
фигурка языческого божества - Википедия утверждает, что это Велес.
Изучая русский фольклор,
ученые XIX века обнаружили поразительную вещь: русские в XVII–XIX столетиях
очень хорошо помнили Древнюю Русь. По всему Северу – в Ярославской, Олонецкой,
Архангельской губерниях – рассказывали былины. Это были предания о богатырях,
служивших древним киевским князьям. Память народа хранила истории двора
Владимира Красное Солнышко, правнука Рюрика, правившего в Киеве в 978 – 1015
годах.
Самой известной былиной о
Добрыне Никитиче является былина о его храбром поединке со Змеем Горынычем.
Самое интересное, что и
историки и ученые твердо уверены, что бой действительно был. Но с кем?
А вот здесь мнение тех и
других кардинально расходятся. По мнению одних ученых, Змей, доисторический
ящер действительно существовал и, облюбовав приграничные просторы, здорово
пакостил, поедая все, что движется.
Согласно другой версии –
Змей – это аллегория и под ней подразумевается нечто более масштабное. На этой
версии мы и заострим ваше внимание.
Вроде бы, говоря Вы, мы
выражаем своё уважение к человеку - к вышестоящим и незнакомым принято
обращаться на Вы. Но почему тогда близким говорим – Ты? Неужели, мы их меньше
уважаем, чем тех, чужих?
Не странно ли: к Богу мы
обращаемся на ты (… да святится имя Твоё; Да приидет Царствие Твоё; да будет
воля Твоя…), а к всякому мелкому начальнику – на Вы?
Кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен. В летописи по
Никонову списку читаем: «...Себо не погански ли живем...бо играша
уточена, и людей много множество, яко улихати друг друга позоры деюща от
беса замышленаго дела».
Кулачные бои известны как игрища в честь богов, как элемент
поминального ритуала. Слово «буй» (кулачный бой) было в древнерусской
литературе эпитетом богатыря. Вспомним: «буй-тур» из «Слова о полку
Игореве». Оно сохраняется и сегодня, хотя и в сниженном значении
«буйный», «буянить».
Рогатина тверского князя Бориса Александровича - один из самых древних и
загадочных экспонатов в коллекции Оружейной палаты. Напомню, что в
Оружейной палате хранится несколько тысяч уникальных экземпляров оружия,
начиная с XII и до ХХ века. Этой коллекции нет равных в мире. ... Читать дальше »
Братья Орловы вознесли на престол великую Екатерину, а она приблизила к
себе одного из них – Григория, ставшего не только советником в делах
государственных, но и близким другом Императрицы. Однако, ходили слухи,
что всё чаще Государыня оказывает предпочтения князю Потёмкину. ... Читать дальше »
Первый русский летописец,
опираясь на чрезвычайно скудные сведения греческих источников, все же был прав,
приняв первый поход «руссов» на Царьград за исходный пункт русской истории. Именно с этого момента
«начася прозывати», т. е. стала известна Русь как государство большого
значения; на арене мировой истории появился новый фактор.
Если мы обратимся, однако,
к церковным источникам, то поймем и происхождение этой легенды. Как известно, в
практике православной церкви существует особое молитвословие Богородице, —
«Взбранной воеводе победительная», в которой она прославляется за спасение
Царьграда от врагов. Основание этому молитвословию дано совершенно иным, но
сходным по обстоятельствам событием. Проф. К. И. Зайцев в книге «Киевская Русь»
(Харбин, 1942 г.)
пишет: «Память о чудесном избавлении Царьграда живет поныне в церковном
богослужении: возникшее по аналогичному поводу, именно в 626 году, когда на
Царьград напали авары (а среди них под именем скифов и славяне)».
Географически
Русская равнина расположена на Русской плите архейского времени (4 млрд. лет).
Через складчатость гор Урала она соприкасается с Сибирской плитой. Древняя
Русская плита проявилась обилием жизненных форм и высочайшими объёмами
биомассы, что из прошлого выражается в ископаемых углях, а в настоящем –
особенными формами течения антропогенеза. На Русской равнине обнаружены самые
первые стоянки современного человека. Через последовательно сменявшиеся
комплексы археологических культур эти люди стали предками коренного населения
этих земель – этнических русских.
Годом написания этого
известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все
основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно.
Что же это за одежда?
"После свержения татарского
ига и до Петра Великого
не было в судьбе России
ничего более огромного и важного,
более счастливого и
исторического, чем присоединение Сибири,
на просторы которой старую
Русь можно было уложить несколько раз” .
В. Г. Распутин
Русскому народу издавна
выпала судьба первопроходца, открывающего и обживающего новые земли. Нелишне
вспомнить, что еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны
был редконаселенной окраиной Древнерусского государства, что лишь в XVI веке русские
люди стали расселяться по территории нынешнего Центрально- Черноземного района,
Среднего и Нижнего Поволжья.
Когда казаки овладели
"царствующим градом” Сибирского ханства и окончательно разгромили армию Кучума,
им пришлось подумать над вопросом, как организовать управление завоеванным
краем.
Ничто не мешало Ермаку
учредить в Сибири свой порядок... Вместо этого казаки, став властью, стали
управлять именем царя, привели местное население к присяге на государево имя и
обложили его государственным налогом - ясаком.
История русской артиллерии начинается с 1389 года
«Лета 6897 (1389) вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и
от того часу уразумели из них стреляти»,— так повествует об этом событии
Голицинская летопись. ... Читать дальше »
Одним из многочисленных и
наиболее устойчивых мифов, сложившихся о Петербурге начальных лет его
существования, является всеобщая убежденность в том, что Северная столица воздвигнута
на многочисленных костях ее первых строителей. Иностранцы, современники
петровской эпохи, сообщают основанные на бытовавших слухах огромные цифры
людских потерь вплоть до 300 тысяч человек. Подробный обзор этих сведений см. в
монографии: Беспятых Ю.Н. Иностранные источники по истории России первой
четверти XVIII в. (СПб., 1998. С. 397-398). Как подчеркивает названный автор,
"все эти цифры легендарны и проверке не поддаются".
Переписка А.Д.Меншикова с
подчиненными за 1705 г.
свидетельствует, что работников в Петербурге и окрестностях постоянно не
хватало, поскольку их не приводили вовремя и в указанном числе, а часть
присланных сбегала. Например, об их недосылке сообщал петербургский
обер-комендант: "Городовая работа и иные дела в Санкт-Питербурхе и в Нарве
зело медленно идут за неприходом работных и посошных людей, которые приходят
порознь по малому числу и не на указные сроки и не полное по наряду число
людей", а И.Я. Яковлев писал: "Работных людей, государь, у нас (на
Олонецкой верфи. – Е.А.) в Санкт-Питербурхе малое число, а взять где, не ведаем"
... Читать дальше »
Для начала дадим
определение термину. Согласно словарю Даля, вече - это "народное собрание,
совещание, мирская сходка". В Древней Руси вече созывалось для обсуждения
общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной,
политической и культурной жизни.
Весной 1399 года маленький,
измученный ордынскими набегами Киев всего за несколько недель превратился в
огромный, многотысячный и многоязычный лагерь. Вдохновленные победой русских на
Куликовом поле, сюда сходились воинские дружины со всей восточной и центральной
Европы.
Аркона ...город-храм,последний оплот славян... Ни одна другая славянская святыня не
была в свое время так известна, как та, что была в Ругии (Руян). Благодаря
своим святости и могуществу она бросала на колени европейских монархов и
покоряла народы…
(Если бы в конце XV века
Новгород одержал победу над Москвой..)
Нижеследующие соображения
следует понимать как некий мысленный эксперимент. Автор не считает ход истории
абсолютной необходимостью: во всех исторических процессах были и есть
переломные пункты - распутья. Выбор того или другого пути часто зависит от
слепого случая. Таким распутьем в истории русского народа (и языка) был конец
XV века, когда решался вопрос о руководящей политической силе в деле
объединения русских земель.
Слово «ушкуйник» и
«разбойник» были равнозначны для большинства русских княжеств в 13-14 веках. Но
все же ушкуйников нельзя отожествлять с разбойниками по той простой причине,
что их деятельность если не организовывалась, то покрывалась официальными
властями «Новгородской вечевой республики».
Я видел Русов, когда они
пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль, и я не видал более
совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи, не
надевают ни курток ни кафтанов, но у них мужчина надевает кису (простое
одеяние, собственно: покрывало. — примеч.), которою он обвивает один из боков и
одну руку выпускает из-под ней. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч,
нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные клинки франкской работы.
В этом году (943 г.) отправилось войско
народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа,
овладели им и полонили жителей его…
Народ этот могущественный,
телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает
ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий
носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника,
состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них.
В конце XIX века русские
исследователи, работавшие в датском королевском архиве, обнаружили документы,
относящиеся ко времени правления Ивана Грозного. Несколько старинных грамот,
составленных на русском языке (с переводами на немецкий и датский), оказались
частью дипломатической переписки между русским и датским дворами по так
называемому "делу Кирстена Роде, адмирала московитских пиратов",
орудовавших на Балтике в XVI столетии.
В начальной части
"Повести временных лет" помещено "Сказание о призвании
варягов". Оно лаконично, но по своему историческому значению относится к
документам первостепенной важности. Речь в нем идет о событиях, приведших к
созданию крупнейшей в тогдашней средневековой Европе империи Рюриковичей.
Воюя за власть и земли,
Рёрик приобрел опыт полководца, дипломата, искателя приключений. Никогда не
считал себя побежденным, вновь и вновь выступал против неприятелей. Возможно,
что именно этот датский по происхождению викинг оказался на востоке Европы и
там преуспел более, чем на западе. При этом, правда, даты пребывания Рёрика на
Руси и в Западной Европе трудно уверенно сопоставить в силу их условности в
русских источниках. Лакуны о деятельности Рёрика во франкских хрониках в
отдельные годы, например в 864- 866 гг., позволяют предположить, что он мог в
это время находиться на Руси. Одним словом, по историческим свидетельствам
выявляется непротиворечивая совместимость Рёрика - датчанина и Рюрика
ладожского.
Россия. Русь. Русская
земля... Слова, близкие и понятные каждому из нас. Мы так привыкли к ним, что
совсем не задумываемся над тем, всегда ли они имели сегодняшнее свое значение.
Оказывается, совсем не всегда. Это станет ясно сразу, как углубишься в изучение
древнерусской письменности. Смысл сочетания слов "Русская земля", как
и множества других, со временем менялся и довольно существенно. И, пожалуй,
разбираться в лабиринтах этих значений следует начать с довольно необычного
вопроса.
Начало Москвы, к сожалению,
достоверно неизвестно. По «Пантеону Российских Государей»(1), Москва основана в
880 году, т.е. в конце IX столетия. ... Читать дальше »
Невзирая на эти несчастья,
при великом князе Василии IV Ивановиче, т.е. в начале XVI столетия, Москва была
уже весьма знаменита и в ней насчитывалось более 100 тысяч жителей и до 41
тысячи домов, причем каменные дома были уже и в посадах. Кремль назывался городом.
Речка Неглинка была запружена и наполняла водой кремлевский ров, выложенный
кирпичом. В посадах было множество садов, на реке Яузе — мельниц, а Гостиный
двор, окруженный каменной стеной, находился в Китай-городе.
Время от времени мы слышим
слова о том, что русские не умеют работать, им чуждо ответственное отношение к
труду. Но это совсем не так. Миф о лени русского народа – один из самых
несправедливых. Русским приписывают беспробудную лень, утверждая, что это
подтверждается даже на уровне народного творчества. Намекая на Емелю из сказки
«По щучьему веленью», говорят, что даже в русских народных сказках герои,
ничего не делая, получают все мыслимые блага. ... Читать дальше »
Повсеместно мы слышим
утверждения, что русские – самая невоздержанная в употреблении спиртных
напитков нация и так, якобы, повелось испокон веков. Часто мы и сами повторяем
утверждения об «исторической предрасположенности» русских к алкоголю. Однако
сама история России опровергает этот миф. Известно, что в Древней Руси пьянства
не было вовсе. Население Древний Руси не выращивало виноград, и вино для
Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были
сбродивший мед и пиво, причём последнее считалось напитком низким, языческим.
Повторяя строки классика,
перед глазами встает образ нечесаного и бородатого мужика в зипуне...
Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности? Существует мнение, что
на Руси люди ходили в грязной, нестираной одежде, а привычка мыться пришла к
нам из так называемой цивилизованной Европы. Много ли в этом утверждении
правды? Так ли все было на самом деле?
Свыше 200 лет длится
дискуссия о происхождении термина «русь». А.А.Шахматов связывал его с г. Старая
Русса. Именно его название переносилось, по его мнению, на страну и вызывало у
иностранцев представление о том, что она является островом, вмещается на нем. В
связи с этим ученый приводит свидетельство арабского писателя IX в. Ибн-Даста:
«Что касается до Русии, то она находится на острове, окруженном озером. Остров
занимает пространство трех дней пути, покрыт лесами и болотами». В Итиле, как
видно из сообщения другого арабского писателя — Ал-Бекри, продолжал Шахматов,
знали, что «Волга течет в страну хазар из страны русов». И это служит лишним
указанием «на то, где искать древнейшую Русь».